Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Так как же управлять командой творческих людей? Эд Кэтмелл для управления своей компанией взял за основу стиль управления Джорджа Лукаса и Стива Джобса.
Чтобы кратко охарактеризовать стиль управления Джорджа Лукаса, можно использовать одну короткую фразу: «Делай или не делай – и никаких попыток!». Его особенность управления – это мотивация с помощью простых фраз и метафор. Он мог сравнить текущее положение вещей с распавшимся на части кораблем и плавающим в море капитаном, и при этом потребовать во что бы то ни стало доплыть – брать весла и грести. Для Джорджа Лукаса командная работа – это непрерывное движение вперед, к цели, которая едва видна на горизонте. Он не только прогнозирует, но и моделирует будущее.
Общение и совместная работа со Стивом Джобсом всегда были высокопродуктивны. Он поощрял собеседника отстаивать свое мнение и предлагать свои идеи. Он был резким, но в этом крылся его подход к оценке людей. Он наблюдал за реакцией человека на обидные фразы и ценил тех, кто был способен ему возразить. При работе со Стивом Джобсом вовлеченность персонала достигалась за счет поощрения мыслить по-крупному. Это вдохновляло и захватывало всех участников. Стив Джобс уделят особое внимание созданию креативной культуры в компании.
Посетители студии Pixar признаются, что попадая в помещение, сразу начинают завидовать сотрудникам студии. Там создано особое творческое пространство, проектированием которого, кстати, занимался Стив Джобс. Посетители не просто восхищаются дизайном, но начинают чувствовать, что в их собственных компаниях недостаточно ощущения команды, сотрудничества, а также креативности, буквально витающей в воздухе Pixar.
Главным в студии считают поддержку креативной культуры. Но быть открытым для новых идей – непросто. Для этого лидеру необходимо ежедневно заниматься стимулированием творческого процесса. Что это значит? Нужно поощрять любые способы самовыражения сотрудников, начиная с того, что позволять им быть полностью свободными в организации своих рабочих мест.
Кроме того, важно помочь сотрудникам не опасаться ошибок. Для этого лидеру нужно научиться доверять своим подчиненным и не требовать работы без единой помарки. Уже доказано, что на работу без ошибок уходит больше ресурсов, чем на исправление ошибок.
Ошибка – не поражение, а необходимое условие для реализации чего-то нового. Не стоит придавать большое значение ошибкам. Многие испытывают чувство вины, стыда при ошибках, стремятся всячески избежать неудач. Это неправильная реакция на неудачу. Неудача – это вовсе не следствие лени или плохой подготовки. Необходимо избавиться от этих ложных установок, пришедших к нам из детства. Оценивать людей необходимо не по способности работать без ошибок, поскольку это нереально, а по способности решать проблемы. Важно выстроить работу так, чтобы любой сотрудник, заметив ошибку или если что-то пошло не так, мог остановить весь конвейер и разобраться.
Изменения и неопределенность следует воспринимать как часть рабочего процесса. Научитесь сами и научите свою команду быстро восстанавливаться от ошибок и неожиданностей.
Некоторые компании выстраивают коммуникационную структуру компании как повторение организационной, однако это не так эффективно. Лучше выстроить коммуникационную структуру так, чтобы все сотрудники должны были иметь все возможности свободно общаться между собой.
Когда в компании творческая атмосфера, важно, чтобы люди могли говорить правду друг другу и быть максимально открытыми. Кстати, таких принципов придерживаются и в Netflix, что помогает компании быть передовой и успешной.
Говорить правду нелегко, в мире принято говорить не все. Часто компании проводят мозговые штурмы и творческие обсуждения идей, для этого существует множество методик, например, 6 шляп мышления, позволяющих раскрывать творчество в каждом участнике, но при этом о некоторых вещах предпочитают замалчивать, не все идеи могут озвучить, боясь задеть, обидеть, вызвать гнев и по ряду других причин. Это неверный путь. Лучше обучить сотрудников продуктивной критике. Это значит обсуждать только идеи и продукты, а не человека.
Если в коридорах можно услышать больше правды, чем в переговорке во время обсуждения, то у компании есть проблемы.
Ищите способы и инструменты, чтобы люди могли быть услышаны и не боялись сказать правду. Формат неважен – это может быть живое совещание или онлайн доска для совместной работы, главное, чтобы участники обсуждения могли свободно выражать свои идеи, опасения, критику, пожелания.
Грамотный подбор сотрудников и качественный онбординг играют важную роль в успехе проектов. На что стоит обратить внимание? Потенциал роста сотрудников важнее, чем текущий уровень. Нанимая, обращайте внимание на перспективность сотрудников. Представляйте, на что кандидат будет способен завтра. При этом нанимайте только лучших, не бойтесь конкуренции. По крайней мере такие советы звучат в книге об успехе Pixar.
Кроме того, Эд Кэтмелл рекомендует объединять людей в команду так, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Отдельные люди сами по себе могут быть способными, но не подходить друг другу, и поэтому вместе работать неэффективно.
Если есть правила и ограничения, без которых можно обойтись, – откажитесь от них. Они упрощают работу менеджеров, но ответственные творческие люди прекрасно работают и без внешнего давления. Правила могут показаться сотрудникам унизительными, и это может сказаться на эффективности.
Задача менеджера защитить будущее, а не прошлое, беречь новые идеи от критики тех, кто боится что-то менять. Есть люди, которые до последнего сражаются против инноваций и нововведений, они будут до последнего хвататься за прошлое.
В творческой компании с крепкими командами не стоит бояться кризисов. Каждый кризис можно рассматривать как тест для компании, к тому же совместный поиск решения сплачивает сотрудников.
Не стоит делать стабильность своей целью. Лучше стремиться к балансу. Можно постоянно работать над тем, чтобы усовершенствовать процессы. Это правильно, но это не может быть самоцелью. Целью может быть превращение обычного продукта в выдающийся.
Не стоит радоваться, что сотрудники работают круглые сутки. Нездоровый трудоголизм не стоит поощрять. Эффективнее всего работают люди, которые живут гармоничной жизнью.
Нужно серьезно работать над промежуточными результатами: организовать механизмы их оценки, обсуждения. Важно понимать, что промежуточные результаты редко бывают красивыми, но это не должно нас пугать, это вполне нормально. Эд Кэтмелл по этому поводу говорит, что идеальные результаты никогда не становятся такими сразу.
Чтобы обсуждать промежуточные результаты, в студии есть свой метод промежуточного обсуждения творческих задач – брейн-траст. Этот метод в компании считают важным секретным ингредиентом успеха. В чем его суть? В принципах, обязательных для таких собраний. Первый принцип – это искренность. Количество, формат, состав могут меняться в зависимости от задачи, для которой ищут решение. Но одно остается неизменным – искренность всех участников брейн-траста. Без искренности невозможно доверие, а доверие – основа сотрудничества в креативной команде.
Второе условие обсуждения «брейн-траст» – концентрация на решении проблемы. Необходима конструктивная обратная связь. Можно эмоционально спорить, но споры должны быть спорами о проекте. Ни в коем случае нельзя допускать перехода на личности. Важно только решение конкретных задач по проекту.
Эд Кэтмелл подчеркивает, что творческие люди часто сливаются со своими идеями, ассоциируются с ними, принимают критику своей идеи, как личное оскорбление. Поэтому важно подчеркивать, что изучаем под микроскопом идею, а не ее автора.
Чтобы обратная связь была конструктивной, критиковать работу одних специалистов должны другие специалисты того же профиля, а не люди, которые не разбираются не в своей сфере. В Pixar режиссеры критикуют режиссеров и так далее.
Интересно в студии также то, что у авторов произведений есть свобода, но есть и ответственность. К примеру, режиссер не обязан следовать поступившим предложениям. Он сам решает, как поступать с полученной информацией.
Критику слушать всегда больно – руководство студии понимает это и старается снизить эту боль. Здоровая обратная связь строится на отсутствии давления. Режиссеры Pixar спокойно относятся к критике, потому что знают: она не будет продолжена диктатурой и продавливанием.
К тому же в студии основное внимание уделяют сохранению и поддержке духа креативности и творчества. Для этого существуют принципы креативности. Например, важными принципами есть такие:
Президент Pixar Эд Кэтмелл сравнил лозунги и реальные действия с ручкой и чемоданом. Представьте, что слова, обещания и лозунги – это ручка, но реальные дела – чемодан. Если чрезмерно увлечься словами и лозунгами – можно уйти с одной ручкой, потеряв смысл, сосредоточенный в чемодане. Нести ручку намного проще, но без самого чемодана вы будете нести лишь пустоту.
Основная задача лидера креативной команды – создание и поддержка креативной среды. Для этого нужно защищать творческий процесс, убирать все препятствия на его пути. Помните, что каждый человек – творец. Помогая другим развивать их творческие способности, вы помогаете не только компании, но и каждому сотруднику. Мало что делает человека счастливее, чем возможность применить свой талант на пользу важного дела.