Метод фасилитации, или групповой метод принятия решений, часто воспринимают как феномен. В чем секрет и за счет чего эффект? Мы уже рассматривали особенности фасилитации, сравнивая ее с модерацией, сейчас давайте остановимся на возможностях и преимуществах фасилитации, а также разберемся, ради чего стоит использовать фасилитацию вместо привычных приемов обсуждения и принятия решений.
Прежде всего фасилитация – это групповая работа. Работа в группе – уже само по себе феномен: групповая работа удивляет эффективностью.
Сила групповой работы – в интеграции знаний и опыта каждого участника. В ходе групповой работы все стремительно приобретают новые знания и опыт благодаря разнородной среде, в которой индивидуальные знания, опыт и ценности быстро изучаются всеми участниками, совершенствуются и используются всей группой. Групповая работа позволяет проявиться каждому: в группе уделяется внимание каждому мнению, поэтому каждый имеет возможность пополнить собственный опыт.
В группе присутствуют разные типы отношений, как позитивные, так и враждебные. Если между двумя людьми в какой-то конкретный момент может установиться только один тип отношений, то в группе каждый устанавливает с разными участниками разные отношения. Если в отношениях между двумя можно рассчитывать максимум на поддержку одного, то в группе – на большое число людей. Работа в группе учит каждого использовать разные модели поведения и позволяет пользоваться более внушительными результатами совместного труда и более удачными, групповыми, решениями.
Индивидуальные различия между людьми в группе играют в плюс всем участникам. Люди отличаются друг от друга компетенциями, работоспособностью, моральными нормами, творческими способностями, что раскрывает для каждого возможности развития, которые трудно получить вне группы.
Преимущества групповой работы:
При групповой работе участники:
Групповая работа необходима для инновационной деятельности, в связи с чем компании, способные смотреть в будущее, стремятся вовлечь большее число сотрудников в процесс поиска идей и принятия решений, привлечь людей для работы в группе и передачи своего опыта другим участникам. Групповые формы работы в компаниях встречаются все чаще, и они нужны сегодня как никогда раньше.
Ожидается, что групповая работа повысит эффективность обсуждений и других активностей, принесет компании более высокие результаты. При традиционных подходах совещания, рабочие встречи, планерки занимают много времени, а дают мало отдачи. Топ-менеджеры на совещания тратят более чем половину своего рабочего времени.
Фасилитация – это прежде всего групповое принятие решений, поэтому все перечисленные преимущества групповой работы являются и преимуществами фасилитации. При фасилитации участники принимают групповое, совместное решение. Это сравнительно новый подход. При традиционном подходе участники обсуждения представляют себя каждый по отдельности и договариваются между собой как противоположные стороны дискуссии, отыскивая компромисс.
Но групповая работа и групповое принятие решений – это еще не фасилитация. Цель фасилитации – не компромисс, а решение, устраивающее всех. Преимущества фасилитации, а также объяснение разницы между традиционным обсуждением в группе и совместным обсуждением по принципам фасилитации можно найти в материале «Фасилитация – общая ответственность за результат».
В российских компаниях по результатам опросов эффективность совещаний и групповых форм принятия решений ниже среднего, участники сталкиваются с такими трудностями:
Мало того, что обсуждения оказывались непродуктивными, они приводили сотрудников к состоянию неудовлетворенности, подавленности.
Наверное, эффективное обсуждение должно быть таким: все участники вовлечены, каждый из присутствующих принимает участие в обсуждении, движение происходит только по повестке дня, решения фиксируются на флипчарте, решение принимается в рамках отведенного времени. При этом на совещание люди отправляются с охотой, улыбаются, активно общаются между собой.
Можно ли достичь такого эффекта? Могут ли рабочие встречи достигать своих целей таким образом, чтобы все участники были довольны результатом? Забегая наперед, предположим, что это и будет причиной приподнятого настроения перед обсуждением и прилива позитивной энергии после – ведь решения всегда касаются конкретно каждого участника, принимаются только те, с которыми согласен каждый, в обсуждаемом вопросе заинтересован каждый, а ход обсуждения всегда соответствует заявленной теме. Можно также сказать, что такой способ есть. Ниже он будет раскрыт.
Основной акцент в традиционных обсуждениях делается на целях и задачах. Совещание считается успешным, если достигнута его цель и решены поставленные бизнес-задачи, например, найти идею, решить возникшую проблему. Качество обсуждения измеряется фактами выполнения задачи или достижения конечного результата. Подвох заметить трудно. Что не так? Ведь работа на результат – это и есть то, к чему мы стремимся? В этой формуле не учтено качество результата.
Казалось бы, найти решение, собрать идеи, решить проблему – это ли не цель обсуждения? Найдена идея, зафиксировано решение, которое осталось реализовать, – разве это не достижение цели мероприятия? Если ставить цель именно так, то да. Но в цель не включено уточнять, достаточно ли удачна идея, эффективно ли решение, надежно ли решение проблемы. Об этом традиционно не задумываются. Все ищут решения, но мало кто задумывается о процессе самого поиска. А в этом случае как раз важен процесс: важно, как исследуем проблему, как создаем и как выбираем решения.
А что, если посмотреть на процесс поиска идей как на процесс производства? На производстве мы берем сырье и запускаем процесс, в результате которого получаем продукцию определенного качества. Менеджеры контролируют процесс: если что-то упустить, качество результата будет другим.
Для эффективного результата в производстве необходим эффективный процесс. В процессе поиска решения у нас есть сырье – мнения, мысли, идеи. Если грамотно с ними поработать, пропустив через оценки и предложения, можно получить качественные решения. Если же ухватить сырую идею и принять ее за решение – даже не проверить, соответствует ли она заявленному качеству, например, реализуема ли, сочетается ли с корпоративными ценностями и глобальными задачами компании – то получим решение сомнительного качества.
Получается, в поиске решений тоже многое зависит от качества процесса. При хаотичном или непродуктивном обсуждении и при грамотно организованном процессе результаты обсуждения будут разными, несмотря на то, что люди те же, изначальные идеи у них те же, и время затрачено одинаковое. Как и на производстве, ресурсы можно тратить вхолостую, а можно с умом.
Если люди собрались и не знают, с какой стороны подступиться к решению проблемы, если говорят о другом или выясняют отношения, а решением считают первую попавшуюся, случайную, идею, или любую идею от «старшего», то все это можно сравнить с неграмотно организованным процессом переработки сырья.
Зря потраченными ресурсами будут:
Компания даже не представляет себе, сколько ресурсов она теряет при неграмотном процессе принятия решений. Особенно если задуматься о том, что некачественные, случайные, решения потом пытаются внедрять в жизнь.
Есть, конечно, отличия между производством решений и продуктов. Решения каждый раз разные, а продукты – одинаковые. Можно найти и другие отличия, но стоит задуматься, не расточительно ли это – не заниматься оптимизацией процесса принятия решений? Как много мы теряем от случайных решений и насколько быстрее могли бы обойти конкурентов, если бы отнеслись к этому процессу более ответственно?
Как же сделать процесс принятия решений эффективным и «безотходным»? Нужны формы и методы, позволяющие использовать по максимуму наше «сырье» и максимально эффективно проверять качество результата.
Что если качественным решением считать решение, которое с воодушевлением станут внедрять все участники, которое каждому кажется идеальным при существующих условиях? Чтобы получить такой результат, нужно внимательно выслушать все «за» и «против» каждого участника и вместе найти такое решение. Почему все присутствующие вдруг захотят участвовать в полную силу, если раньше копались в смартфонах и не хотели подавать голоса? Может потому, что поймут: их вклад будет учтен. А раньше не вовлекались в процесс, понимая, что повлиять на результат нет никаких шансов.
Думая в подобном направлении, люди нашли способ построить процесс принятия решений оптимальным образом. Этот способ принятия групповых решений назвали фасилитацией.
Фасилитация – это грамотно организованная групповая работа. С точки зрения процесса – это работа с группой для получения результата, который устроит всех. Поэтому процесс фасилитации приводит как к эффективности групповой работы, так и к эффективности работы компании. О процессе фасилитации читайте в материале «Эффективный процесс принятия решений = фасилитация».