Блог
21.03.21

Как использовать возможности мозга, чтобы упростить процесс обучения

Информации становится слишком много, но это не значит, что дети теперь должны учиться в два раза дольше, чтобы все освоить. Как не остаться необразованным и не потратить все свое время на обучение? Можно лучше использовать возможности мозга.
Как использовать возможности мозга, чтобы упростить процесс обучения | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Как использовать возможности мозга, чтобы упростить процесс обучения | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Для мозга обучение – это обычная и постоянная работа. Он учится непрерывно: когда мы гуляем, отдыхаем или работаем. Возможно, есть способ дать образование таким же простым и неутомительным для нас образом?

Хорошо было бы заказать корпоративное обучение, но не принуждать людей слушать лекции и делать домашние задания. Татьяна Черниговская, ученая в области нейронауки и психолингвистики, считает, что самое важное – научить учиться.

Внимание и память

Для способности учиться необходимо прежде всего научиться контролировать внимание и память. Сейчас огромное количество взрослых людей на это неспособны. Это миллионы людей – примерно 30% всего населения.

Обучая людей, нужно научить их:

  • Извлекать информацию из внешнего мира.
  • Контролировать внимание и память.
  • Пополнять свои знания.
  • Классифицировать и упаковывать информацию.

Мозг запоминает все

Получая информацию из внешнего мира, важно учитывать, что мозг запоминает и хранит абсолютно все, что человек видел и постигал. Это значит, что важно следить за всем, что мы потребляем, не «кормить» себя низкопробным и грязным материалом.

Окружайте себя таким, что достойно храниться в вашей памяти. Не общайтесь с грубыми людьми, не пейте и не ешьте гадость, не читайте и не слушайте не стоящие внимания вещи, советует Татьяна Черниговская. Потребляйте лучшее и окружайте себя лучшим. Нас формирует все, что мы потребляем. Принимая плохое, мы всю жизнь храним в себе «этот яд».

Мы далеко не всегда принимаем решения сознательно

Мозг нужно контролировать. Нам только кажется, что мы держим наши действия и решения под контролем. Доказано, что большинство вещей, которые мы делаем, не проходят через сознание. Мозг – сложнейшая структура, которую мы очень мало знаем. Мозг часто принимает решения самостоятельно, отправляя нам успокоительные сигналы, чтобы мы не волновались и думали, что определенное решение принято нами самостоятельно. Что это значит? Часто мы прокрастинируем вместо того, чтобы развиваться, идем по пути наименьшего сопротивления вместо решения нужных задач. Отсутствие развития должно нас насторожить, человек должен расти и развиваться постоянно, иначе он деградирует.

Что человеку известно о мозге? Мы немного знаем о нейронах и их свойствах. Мы знаем, как устроены нейронные сети и сети сетей. Мы знаем, что эффективно учиться можно в любом возрасте и что мозг невозможно заставить учиться просто волевым усилием – нужно найти мотивацию.

Мозг делят на функциональные блоки, которые условно отвечают за разные области нашей активности. Однако это только условное деление – на самом все участки мозга заняты постоянно. Люди определили эти зоны только по одному признаку: если происходит физическое нарушение какой-либо из зон, перестает работать соответствующий отдел.

Но обратное не доказано, таким образом нельзя утверждать, что на работу определенного направления нашего организма не влияют другие зоны мозга. Если наблюдать с помощью аппарата, как работают люди во время профессиональной деятельности, – активность фиксируется во всех участках мозга. Причем, работа онлайн вызывает повышенную нагрузку на мозг, самых разных его частей. Это значит, что не стоит игнорировать предметы, которые нам вроде бы не пригодятся в жизни, например, искусство. Все связано: развитие одного навыка влияет на развитие остальных.

Сколько информации может уместить мозг

Есть мнение, что мозг не уместит много информации, поэтому не стоит его перетруждать. На самом деле мозг способен уместить сколько угодно информации. Ограниченный объем мозга, это, конечно, миф. Мозг может быть перегружен, но места у него достаточно.

Сейчас техника научилась определять активные зоны мозга и нагрузку на мозг путем математических вычислений и визуализации. Некоторые результаты удивляют или заставляют задуматься.

Сегодня технически есть возможность определить быстро и медленно обучаемый мозг. Часто быстро обучаемого считают более умным или способным, однако это ошибка. Быстро обучаемый человек – не значит умный: быстрая обучаемость может значить только то, что человек быстрый. К примеру, Эйнштейн поздно заговорил и в школе создавал впечатление отсталого.

Существует предел нагрузки – не каждый мозг способен приложить определенное количество усилий, чтобы усвоить определенный объем информации определенной сложности за определенное время, особенно без достаточной мотивации.

Учитывая это, бизнес-игры для более естественного усвоения новых знаний, кейсы с элементами геймификации упрощают процесс получения знаний.

Зеркальные системы

В человеческом мозгу есть так называемые «зеркальные системы». Они активируются, когда человек наблюдает за деятельностью другого человека. Наблюдение за деятельностью других людей лежит в основе навыков коммуникации, любого обучения и различных языковых навыков. Доказано, что люди с аутизмом или шизофренией не обладают зеркальными системами – у них они нарушены. Такие люди живут в своем собственном мире, не имея возможности посмотреть на ситуацию со стороны.

У людей с нормальным функционированием зеркальных систем эта способность отвечает за возможность увидеть мир глазами других людей. Без этой способности невозможно подготовиться к переговорам, заниматься продажами, продуцировать идеи по созданию и улучшению продуктов для людей. Если вы не умеете сыграть партию оппонента – вы проиграли заранее, если не можете поставить себя на место потребителя – вы не победите конкурента. Выигрывает тот, кто способен предсказать поведение другого.

Интересно, что некоторые животные обладают этим свойством. И, кстати, не стоит думать, что человек самый умный. По некоторым способностям другие живые существа намного способнее человека: приматы в онлайне показывают чудеса запоминания, которые не способен повторить человек без специальной подготовки, дельфины обладают юмором и имеют самый большой мозг (в отличие от акул, которые больше габаритами), причем мозг дельфина никогда не спит в привычном нам понимании полностью – засыпает только половина мозга. Может благодаря хорошо развитому мозгу дельфины смогли устроить свою жизнь так, чтобы не иметь врагов и пользоваться в свободном доступе любым количеством еды.

Насколько новый мир меняет наши привычки учиться

В быстро меняющемся мире мы меняем привычные подходы к обучению, которые приводят как к положительным, так и к отрицательным результатам.

Люди привыкли читать нелинейно – текст в электронном виде позволяет переходить по ссылкам и изучать материал иначе, чем при обычном чтении книги. Это влияет и на сознание, которое все больше рассеивается. Дети, использующие гаджеты, иначе развиваются, в младшем школьном возрасте они уже умеют делать некоторые операции, которые не могут освоить взрослые, у которых не было электронных устройств с пеленок. Вместе с тем сейчас большое количество детей 6-7 классов читают по слогам и не понимают смысл прочитанного. Причем это не связано с уровнем интеллекта – такой ребенок может показывать высокие успехи по математике. Ученым непонятно, с чем это связано.

Вывод – наряду с освоением новых достижений не стоит забывать про старые проверенные способы повышать образование и иметь привычку читать обычные классические книги.

Важно также хоть иногда писать рукой и развиваться разносторонне – интересоваться искусством, заниматься творчеством, время от времени отвлекаться от основной работы и переключаться на другие виды деятельности. Дети сейчас мало пишут, а каллиграфия связана с зонами мозга, отвечающими за речь. За мыслительные способности также отвечает зона, связанная со стихосложением. В одной из древних китайских цивилизаций чтобы получить высокую должность необходимо было сдавать экзамены по каллиграфии и стихосложению.

Искусство – это другой тип ментальности, и то, чем на планете никто, кроме человека, не владеет. Ко всему, что связано с искусством, нужно относиться очень осторожно и не исключать искусство из своей жизни. «Искусство – не десерт», – подчеркивает Татьяна Черниговская. Это не дополнительная вещь, а другой тип жизни и другие паттерны.

Мозг: информация для размышлений

Техника способна с определенной вероятностью показать, в каком эмоциональном состоянии находится человек и чем он занимается. Правда, до возможности читать мысли науке еще слишком далеко. Понятно только, что активность мозга сильнее там, где знания слабее, – мозгу нужно больше усилий. Осваивая новые и новые навыки, мы облегчаем работу мозга и высвобождаем силы для обучения новому.

Никогда не поздно учиться. Мозг формируется всю жизнь. Науке известно, что самые мощные зоны мозга, отвечающие за сложные задачи, развиваются уже после 20 лет.

Важно также учитывать, что мозг каждого человека разный – невозможно повысить эффективность обучения, подгоняя всех «под одну гребенку». Доказано, что биологически отличаются между собой даже мужской и женский мозг. Женский мозг работает более эффективно. Как знать, возможно, женщин и мужчин было бы целесообразно по-разному обучать.

Было проведено одно научное исследование, в ходе которого собрали рекомендации по повышению эффективности обучения мальчиков и девочек. Мальчиков нужно держать в холоде, при более низкой температуре воздуха они лучше учатся, а у девочек такой связи не замечено. Кроме того, мужчинам для эффективного обучения необходимо отдавать в процессе физическую энергию, получать возможность участвовать в совместном деле, для них важна состязательность – намного больше, чем для женщин. Для мужчин также больше, чем для женщин, важны похвалы в ходе обучения. Женщинам во время обучения важны цвет, доверительные отношения, контролируемый риск.

Музыка в ходе обучения важна и мужчинам, и женщинам. Она активизирует работу мозга, улучшает качество нейронной сети, повышает пластичность мозга. Интересно, что занятия музыкой в детстве влияют на сохранение умственных способностей в старости.

Трудно проверить, как повлияет тот или иной подход на умственные способности в старости и на результаты текущего обучения, но когда с началом карантина мы в ManGO! Games начали проводить тренинги и деловые игры онлайн, используя музыку, многие участники отметили высокое влияние музыки на свое эмоциональное состояние. Они были в восторге от музыкального сопровождения тренингов, а хорошее настроение во время обучения – это позитивный фактор.

Забывание, отвлечение, перерывы и сон не являются помехой в овладении каким-либо материалом, а наоборот, помогают усвоению. Можно сделать вывод – микрообучение позволяет выучить материал незаметно и качественно, смело включайте его в корпоративное обучение персонала.

Лучше всего запомнится материал, выученный перед сном, поскольку во время сна происходит перемещение материала из одного отдела мозга в другой, откуда его можно будет извлекать для использования.

Во время обучения необязательно сидеть в одной позе и не отвлекаться – как оказалось, это скорее вредит. Лучше занять удобное положение и при желании выполнять параллельно другие действия, можно даже слушать музыку.

При обучении полезны перерывы и любые движения – тело запоминает обстановку, подключая дополнительный фактор к закреплению информации.

Для эффективности обучения полезными будут тренировка памяти, игры на запоминание, устное воспроизведение выученного, поиск собственных методов запоминания.

Обучение меняет мозг физически.

У каждого свои способы запоминания и усвоения. Лучшее, что мы можем для себя сделать – это познакомиться с собой как можно раньше. Узнавайте о себе, постарайтесь определить, когда вам легче дается обучение, при каких обстоятельствах вы лучше запоминаете, что вас стимулирует учиться – и новые знания будут даваться легче и быстрее.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games