О культурных мифах о счастливой жизни и контроле уровня счастья и морали интересно размышляет ученый-когнитивист Джим Дэвис. Надеемся, познакомившись с его теорией, вы узнаете о себе что-то новое, задумаетесь о важном и будете более счастливы и более эффективны в том, чем занимаетесь.
Уровень испытуемого нами счастья определяется нашими «внутренними термостатами» и установками, нашим отношением к добрым делам и нашей склонностью делать себе уступки.
Что все это значит? Представьте: вы узнали, что купленные вами лотерейные билеты точно выигрышные. Теперь у вас будет много денег. Как думаете, в этот момент вы почувствуете счастье? Большинство из нас думают, что станут счастливее. Теперь представьте, что не выиграли в лотерею, а попали в аварию и узнали, что будете парализованы. Наверное, вы испытаете ужасные эмоции? Трудно не согласиться. Однако исследователи, изучая людей, с которыми случились удачи и ужасные вещи, отмечают интересную закономерность: и те, и другие испытывают ожидаемые эмоции, но недолго.
Проходит несколько месяцев, и они возвращаются на тот же уровень счастья, который испытывали до события. А казалось бы, речь о событии, способном изменить жизнь если не навсегда, то на годы.
Наше ощущение счастья – как кресло-качалка, которое выравнивается, как только мы встаем с него. Это тот уровень, к которому мы возвращаемся, независимо от того, что происходит с нами в жизни. У каждого этот уровень свой.
Наверняка, вы знаете людей, которые умудряются бить несчастными, даже имея все, или намного больше, чем у окружающих. Среди вас, наверное, есть и другие люди – бодрые, несмотря на то, что жизнь постоянно их испытывает.
Способность быть счастливым зависит не от качества жизни, а от наших внутренних установок. Исследователи утверждают, что 80% нашего счастья заложено в нас генетически.
Скорее всего, вы в это не поверили, или как минимум это показалось вам странным. Причина – наше восприятие счастья, миф, в который мы верим. Культурный миф заключается в том, что мы якобы счастливы или несчастны в зависимости от того, насколько хорошо идут наши дела. Согласно этому мифу, мы думаем, что знаем, в каком случае будем более счастливы, а в каком станем несчастны.
Однако наше сознание работает не так. Оно настроено замечать изменения и приспосабливаться к новой норме. Что бы с нами ни произошло, со временем мы привыкаем к этому, и для нас это норма. Даже миллион долларов, полученных от выигрыша в лотерее, со временем не удивляет и не радует – просто становится нормой.
Оставаться в своей норме нам помогают механизмы, «заданные точки», которые отвечают за наше выживание. Мы не выживем, если показатели в этих точках будут меняться слишком резко. Чтобы этого не происходило, существует множество регулирующих систем. Пример – повышение температуры тела. Если она резко повысится, с организмом начнут происходить нехорошие вещи, особенно если повышается температура мозга. Поэтому у тела есть множество стратегий поддержания нас в оптимальной температуре – изменение кровотока, снижение активности мозга, даже прямое уничтожение нервных клеток!
Такие механизмы есть у каждой системы, поддерживающей нашу жизнь. У счастья, как и у температуры мозга, есть свои «заданные значения», и мы помогаем нашему организму сохранить эти заданные точки, иногда меняя поведение и не осознавая это.
Только задумайтесь: исследователи обнаружили, что несмотря на появление огромного количества приборов, упрощающих быт, современные домохозяйки тратят столько же времени на уборку, сколько тратили домохозяйки в 1800-х годах.
Психолог и автор книги «Искажённое время. Особенности восприятия времени» Клодия Хэммонд, которая ведет передачи на радио, размышляя о монтаже радиопередач, отмечает, что монтаж стал проще и быстрее, но возможность корректировать свою речь и простота монтажа не сделала этот труд проще – стандарты повысились и на редактирование и подготовку все равно приходится тратить такое же время, как раньше.
Напрашивается поразительный вывод. Сколько бы мы ни старались больше зарабатывать – мы найдем, куда потратить эти деньги, и если в нас заложено жаловаться на их нехватку, это будет продолжаться в любом случае. Если мы думаем, что упростим себе жизнь покупкой всевозможных приспособлений для упрощения нашего труда, мы все равно найдем от чего устать. И так далее, и так далее.
Мы получаем лучшие условия, и тратим на те же процессы то же время. Мы не пишем письма вручную, но общаемся так же много. Мы стали быстрее перемещаться, но находим, как занять поездками такое же время, как наши прабабушки и прадедушки. Что-то внутри следит за тем, чтобы определенные значения оставались на одном и том же уровне. Вы и сами наверняка сможете навести множество собственных примеров. Отклонение от привычного уровня недолгое – потом все возвращается на свои места.
Эти бессознательно заданные значения касаются чего угодно – не только времени, как в примерах, но и качества. Они разные и их много. У нас есть даже заданные значения морали.
Похоже, в нас заложены «точки», в которых мы ощущаем себя «достаточно хорошими», после чего прекращаем творить добро, и можем себе позволить что-то противоположное. Проводилось исследование, в котором наблюдали за несколькими группами людей. Одна группа представляла, что совершает добрые дела (участники занимались уборкой территории), другая делала такую же работу, не акцентируя внимание, что делает что-то хорошее. В результате, представители первой группы чаще «срывались» на «нехороших» делах, буквально совершая что-то, что они считали плохим. Они больше мошенничали, играя на деньги, проявляли склонность обмануть и даже украсть. Подобное замечалось даже у людей, которые покупали экологически чистые продукты или отказывались от использования товаров, не соответствующих «зеленой» повестке. Такая компенсация хорошего поведения получила название – моральное лицензирование.
Если видите, что вчерашний «эталон морали» сегодня буквально «срывается с катушек», скорее всего, это проявление морального лицензирования.
Наверняка, у кого-то в памяти всплыл пример с диетой. «Диетическое лицензирование» – из того же разряда. Человек принимает правильные пищевые добавки или считает калории, а потом позволяет себе вредную пищу и компенсацию калорий. Как только нам кажется, что мы делаем что-то правильное в нашем понимании, тут же нам хочется совершить что-то неправильное. Наши внутренние механизмы пытаются выровнять наши внутренние показатели.
Эти закономерности работают и на уровне общества. Теперь давайте вспомним, что мы считаем хорошим и правильным, к чему мы стремимся? Мы пытаемся сократить выбросы углекислого газа и боремся таким образом с глобальным потеплением, мы пытаемся найти эффективные источники энергии, считая, что это приведет к сокращению выбросов.
Но что происходит на самом деле? Как только достигли результатов в производстве электроэнергии и различных ламп, мы начали компенсировать эту эффективность поиском идей, требующих больше энергии. Реалистична ли идея, что человечество способно эффективно бороться с проблемой выбросов углекислого газа? Кажется, существует определенная «заданная точка», определяющая сколько денег нужно тратить на электроэнергию, и благодаря ей сколько бы мы ни использовали энергосберегающие приборы, все равно будем пользоваться ими больше или найдем другие способы, как получить необходимую компенсацию.
Возможно, учет этой закономерности при принятии решений на самых высоких уровнях, помог бы найти способы бороться с вызовами так, чтобы не навредить еще больше нашему здоровью и здоровью всей нашей планеты. Возможно, полезнее было бы не акцентировать внимания на важных и добрых делах… Есть, о чем подумать.
Если мы не можем повлиять на ситуацию на глобальном уровне, на личностном – кое-что можем. Мы можем наблюдать за собой и делать выводы, разрабатывать сознательные стратегии и внедрять их, убеждаться, что наши хорошие поступки не ведут к бессознательной моральной лицензии на опасное поведение. Возможно, подойдя к проблеме осознанно, мы сможем оказаться от морального лицензирования.
Джим Дэвис, размышлениями которого мы сейчас делимся, убежден: мы станем опаснее и для самих себя, и для окружающих, если не осознаем это.
Мы не хотели бы оставлять вас с ощущением тупика. Мы считаем, что выход есть. Если не делать резких скачков и не концентрировать внимание на «добрых делах», а потихоньку менять свои внутренние установки, можно прийти к новым моральным нормам, где добрые дела будут нормой, а не чем-то особенным, где забота об окружающем не будет требовать компенсации, где стандарты будут выше и это будет нормальным, не требующим особого внимания. В конце концов, люди меняют привычки, пусть и не так быстро, как считалось раньше, люди постепенно привыкают к здоровому рациону – и в еде, и в поступках.
Противодействие моральному лицензированию – постоянство, установка «у нас так принято» вместо торжественного и неестественного для стандартного состояния «доброго дела» (иначе ему не придавали бы особого значения). Противодействием будут также глубинные ценности компании, где нужные привычки – не подвиг, а норма, где к хорошему и доброму относятся спокойно, как к должному.
Отличный повод задуматься над своими нормами и достижением постоянства, без скачков, ведущим к компенсации, отличная идея пересмотра корпоративной культуры!
Команда ManGO! Games всегда готова провести стратегическую сессию по корпоративной культуре, по поиску идей, оптимизации или подведения итогов. У нас вы можете заказать проведение деловой игры, обучающей программы, умного тимбилдинга.
Начните с заказа каталога, свяжемся и обсудим, чем мы можем быть для вас полезны.