Блог
01.02.21

Модерационные карты: аккумуляция идей

Есть много видов и форм фасилитации. Это может быть стратегическая сессия для выбора курса компании на ближайший год, командная сессия для поиска новых идей, сессия с модерационными картами на аккумуляцию идей. Если о стратегических сессиях и работе команд большинство имеет представление, то о модерационных картах многие не знают. Разберемся, что это и в каких случаях используется.
Модерационные карты: аккумуляция идей | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Модерационные карты: аккумуляция идей | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Зачем нужны модерационные карты

Модерационные карты используются для сбора идей и мнений. Метод дает возможность в ходе командной сессии выставить на рассмотрение идею или убеждение, чтобы команда изучила и использовала эту информацию в процессе дальнейшей работы.

Этот метод фасилитации необходим в случаях, когда важно исследовать проблему, имеющую много различных факторов и сторон, о которых не все участники знают. Этот метод успешно применяется в мозговых штурмах, при анализе проблем и поиске решений.

Как применяется метод

На первом этапе применения метода участникам озвучивают вопрос или проблему. Этот вопрос записывается разборчивым почерком и вывешивается на доску. Пример вопроса: что отвлекает вас от работы? Или: что вас демотивирует?

Участникам предлагают записать идеи на карточки.

Идей может быть несколько, участников не ограничивают, но каждая идея записывается на отдельную карточку. Участникам нужно объяснить, что записывать идеи нужно крупно, разборчиво, маркером. Карточки и маркеры раздаются предварительно каждому участнику.

После того как все заполнят все имеющиеся идеи или мысли, карточки собираются и перемешиваются.

Второй этап – это группирование идей. Фасилитатор озвучивает участникам правила этапа и начинается работа с карточками.

Фасилитатор достает карту за картой, зачитывая содержимое. Важно убедиться, что группа поняла суть. Если непонятно, автора просят дать разъяснения и отвечает на вопросы группы.

Время на объяснение минимальное – 30 секунд. Карточки группируются: они объединяются по смыслу и размещаются группами. Бывает, что участники разделяются во мнении, в какую группу определить ту или иную карточку. В таком случае последнее слово за автором.

Третий этап – это поиск названий групп. Фасилитатор озвучивает каждую карточку из одной группы и просит найти название. Группа обсуждает варианты и приходит к общему решению.

Не останавливайтесь на вопросах семантики. Главное, чтобы участники определились с сутью и все понимали, что значит то или иное название группы.

Если название находится с трудом, разделите карточки на несколько групп и найдите название каждой.

Названия групп записывают на карточках с отличающейся формой – круглых или овальных. Их прикрепляют над группами карточек.

Мы получаем в результате перечень факторов, которые являются ответами на вопрос, поставленный в начале этой командной сессии.

После этого можно проводить ранжирование для выяснения важности каждого фактора.

Этот метод фасилитации применяется как отдельное мероприятие или в составе стратегической сессии или другого обсуждения.

Где взять модерационные карты

Карточки для таких мероприятий продаются в огромном разнообразии. Можно купить наборы, в которые входят прямоугольные, круглые и других форм карточки с клеевыми краями, отдельно карточки разных форм. Карточки можно изготовить и самостоятельно. Высота стороны карточки может быть 10-20 см. В наборы обычно входит по 100-120 карточек, можно исходить из такого количества, но все зависит от того, насколько массовой планируется ваша стратегическая сессия или другое фасилитационное обсуждение.

В онлайн есть много инструментов, которыми можно воспользоваться для применения метода.

Где могут использоваться модерационные карты

Карты и описанный метод могут использоваться при любом мини-обсуждении в ходе работы или обучения. Они помогают регулировать и организовывать обсуждение, позволяют следить, чтобы обсуждение не отклонилось от направления и пришло к своей цели.

Модерация и фасилитация – разные вещи, мы описывали разницу в материале «В чем отличие фасилитации от модерации». Модерация включает в себя несколько этапов – озвучивание цели и задачи, рабочий и заключительный этапы. Сам процесс модерации может проходить внутри другого мероприятия, например, сессии или тренинга.

Ситуации, в которых подойдет метод фасилитации с помощью карт:

  • Неопределенные решения и отсутствие ответственных. С такой ситуацией часто сталкиваются на стратегических сессиях, при разработке новых концепций и поиске новых идей.
  • Отсутствие корпоративной культуры. Модерационные карты помогают повысить вовлеченность участников и рассмотреть все идеи и полярные точки зрения.
  • Недостаток мотивации. Визуализация помогает вовлекать и мотивировать. 
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных