Блог
16.09.21

Можно ли критиковать лидера?

Помогает ли нам критика? Делает ли критика человека лучше? Тут важно понимать, что такое критика. Если вы помогаете другу, потому что он заинтересован в совершенствовании и доверяет вам – ваша критика сделает его лучше. А если это руководитель, нужно ли его критиковать? Разбираемся в том, как критиковать, чтобы помочь человеку, и нужна ли критика лидеру.
Можно ли критиковать лидера? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Можно ли критиковать лидера? | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Критика бывает разной. Если вас просят помочь, искренне заинтересованы в вашей подсказке, ценя ваш опыт и знания, а вы соглашаетесь дать оценку и рекомендации, то в таком случае критика помогает. Если же вы не разобрались, что человек делает, зачем он это делает и что для него важно, к тому же если он не просит у вас оценки и совета, критиковать его вряд ли стоит. Такая критика ему не только не понравится, но и не принесет никакой пользы. Непрошенные советы в таком случае вполне могут вызвать недовольство. Так полезна ли критика? Все зависит от цели. Хотите что-то улучшить и кому-то помочь – научитесь помогать.

А стоит ли помогать лидеру, который сам призван помогать другим? Стоит ли давать ему советы, критиковать и оценивать?

Лидер и критика

Лидерам бывает нелегко справиться с критикой и необходимостью отвечать на связанные с критикой вопросы. Многих лидеров это расстраивает, обижает, сбивает с толку, даже ожесточает. И все же лидеру без критики не обойтись – он всегда на виду, а вокруг достаточно как доброжелателей, так и завистников или конкурентов.

Лидерство невозможно без критики, правда, лидеров об этом обычно не предупреждают, и они часто не знают, как правильно реагировать на критику.

Критика достается лидеру от оппонентов, противников, других лидеров, последователей.

Легче всего воспринимается критика извне. Она воспринимается как конкуренция или как проявление плохого воспитания противника.

Критика от коллег воспринимается тяжелее, потому что сама критика кажется нам проявлением вражды, нежелательного вмешательства, попытки навредить. Не хотелось бы получить подобное из собственных рядов.

Такая критика может обескуражить, особенно если критиками выступают вчерашние учителя. Лидеру может показаться, что теперь он и его критики –наставники, коллеги, последователи – по разные стороны. Критика носит привкус неверности, бунта, вражды, даже предательства. Начинает казаться, что после произошедшего будет трудно кому-то доверять. Возникает вопрос: стоит ли начинать бороться с критиками тем же оружием?

Как появляется критика

Обида может возникнуть только если лидер не готов к критике, не учел, что это неотъемлемая сторона лидерства. Лидеру нужно принять этот факт и научиться обращаться с критикой объективно.

Вспомните, кто такой лидер? Лидер – это ответственность. Пошли в лидеры – необходимо нести ответственность за свой выбор и не сдаваться. Лидерство – это способность идти вперед, несмотря ни на что, не останавливаясь и не сворачивая. Неужели критика может помешать стремлению к цели? Выбранный путь важно завершить, несмотря на негативную реакцию окружающих. Это прежде всего. Без подобного настроя человека нельзя назвать лидером, он не будет способным вести к цели, а будет лишь следовать общественному мнению, меняя каждый раз направление вместе с ним.

Что значит быть объективным? Важно осознать, что обида – не лучшая реакция на критику. Такое отношение субъективно. Критика не является нарушением или чем-то запрещенным, даже если лидер не допускал ошибок. Вместо обиды стоит изучить, почему критика прозвучала.

1. Если лидер на своем месте – он на сложном участке. Лидеры обычно занимаются изменениями. Для большинства людей изменения некомфортны, для многих – угрожающи, даже если это перемены к лучшему. У статус-кво всегда будут защитники, они будут противиться переменам, а лидера рассматривать как источника своего дискомфорта. Это может проявиться в критике лидера.

2. Лидеры всегда нацелены на будущее, они занимаются будущим, строят его. А значит, текущее настоящее несовершенно, цели еще не достигнуты полностью. В каждый текущий момент вполне может появиться оправданная критика текущей ситуации. Да, в момент изменений вполне может быть выявлено несоответствие между желаемым и настоящим состоянием вещей. Так и должно быть. Даже после достижения цели лидер наметит новую высоту и займется новыми улучшениями. Лидеры всегда окружены несовершенством и неполнотой, которые можно критиковать.

3. Критика возникает, потому что другие неспособны видеть будущее так же четко, как лидер. Если бы могли – им не нужны были бы лидеры. И тем не менее, если лидер не смог нарисовать перед окружающими ясной картины будущего – он где-то недоработал, ведь это его задача познакомить заинтересованных к тому будущему, которое они с командой приближают. Работа над изменениями – командная работа, команде важно понимать, над чем она работает. В компаниях, где сохранилась культура авторитета, подчиненные могут не знать, куда их ведут, от них требуют только четко выполнять распоряжения, но там невозможна и критика. Вывод: критика – проявление свободы мысли и часто результат недоработок лидера.

4. Критика появляется и там, где команда недополучает информации, которой обладает лидер. Выводы в таком случае делают на основе неполных, а значит, искаженных, данных.

Вывод: критика может быть результатом удерживания лидером информации. Лидеры часто делают это намеренно, чтобы установить и сохранить свою влиятельность, однако сила лидерства – не в обмане.

5. Критика возникает в тяжелые времена. Когда отчаиваешься, когда окружающие условия недостаточно удовлетворительны, а движение к улучшению нелегкое, каждая преграда кажется более серьезной, чем на самом деле, а цель кажется более далекой. В такие сложные времена лидеры и нужны, но они должны быть готовыми к неверию и отчаянию окружающих. Вывод: иногда критика – причина потери веры в достижение цели.

6. В ряде случаев критика появляется, когда люди видят реальную опасность или ошибку, и пытаются предупредить об этом. Лидеры иногда сосредоточены на долгосрочных целях и не видят ловушек у самых ног. Окружающим бывает лучше видна опасность, чем лидеру. Вывод: критика бывает предупреждением об опасности.

7. Критик может критиковать происходящее, потому что у него и у лидера разная мотивация. Если в команде есть люди, занимающиеся решением проблем, – они будут везде видеть проблемы, даже потенциальные. Критика в таком случае будет связана не с деятельностью лидера, а со стремлением некоторых последователей предотвратить риски или с особенностями их мотивации и их задач.

8. Лидеры обладают силой, а сила может ранить. Иногда лидер ведет себя авторитарно, теряя чувствительность, и делает больно окружающим. Сторонники бывают обижены, отказываются доверять такому лидерству. Вывод: иногда критика – результат обиды и боли.

9. Поскольку лидерство обладает силой, а сила создает впечатление яркого и увлекательного образа, лидер может вызывать зависть среди желающих оказаться на лидерских позициях. Все, кто не получил желаемой должности, не имеет достаточного внимания, кто был отвергнут и обойден, могут испытывать к лидеру зависть и ревность, а все это может выливаться в критику.

10. Еще одна причина критики – нежелание работать над проблемами, преодолевать преграды, тратить время и рисковать. Всегда легче найти виновного вместо того, чтобы создавать. Критика часто скрывает в себе одну привлекательную возможность – намек на то, что мы сделали бы намного лучше. Люди имеют свойство критиковать существующее, сравнивая его с возможным несуществующим, не показывая на деле ничего.

Как реагировать на критику

Понимая, как появляется критика, становится ясно, что реагировать на нее обидой неуместно. В критике нет ничего неестественного, нужно научиться жить с ней, тем не менее принимая ее во внимание. Как? Следуйте правилам.

1. Не спешите отвергать критику. Из-за критики не стоит менять курс, продолжайте движение, несмотря ни на что. Однако не стоит допускать и высокомерия. Разумно благодарить за любую критику, ведь она, как минимум, защищает самого же лидера от доминирования и самообмана.

2. Не позволяйте критике подорвать вашу смелость и уверенность в себе. Если критикуют те, от кого рассчитывали на поддержку, поищите поддержки от других людей.

3. Не позволяйте критике деморализовать вас. Не дайте ей привести вас к неэтичным действиям. Помните о принципах, глобальной цели, миссии.

4. Не позволяйте критике изменить ваши планы. Попытка умиротворить сразу две стороны никогда не заканчивается хорошо для лидера: ни одна сторона не бывает довольна компромиссом. Держитесь за свои долгосрочные цели.

5. Не персонализируйте критику. Это самая важная рекомендация, выполнение которой дается труднее всего. Не реагируйте на критику на личном уровне и не отвергайте человека, рассматривайте только его мнение и его точку зрения.

Разумная позиция лидера: если вы можете нам помочь принять лучшее решение – мы открыты для помощи и благодарны за нее.

Не забудьте про то, что в критике могут быть рациональные рекомендации.

6. Ищите причину критики. Бывает, что критика неоправдана, но при этом проблема существует. Постарайтесь распознать ее. Ваша реакция должна быть реакцией на истинную причину. Причиной критики может быть:

  • Страх перемен. Такого человека нужно убедить в важности и пользе перемен.
  • Недостаток в понимании. Такому человеку нужно объяснить, дать информацию.
  • Уныние перед испытаниями и трудностями. Такого человека нужно воодушевить.
  • Замечены ошибки или опасность. Такую критику нужно принять во внимание и предпринять меры по устранению угрозы.
  • Деструктив, бесполезный спор. Такую критику нужно разоблачить, она способна потушить энергию участников и остановить прогресс.
  • Выражение обиды. Скорей всего такой человек испытал боль от лидера или от лидеров в прошлом. Ему нужна помощь – поддержите его, помогите поверить в то, что с лидерством может быть связан не только негативный опыт.
  • Негативные эмоции: зависть, ревность, противление. Такой критике нужно противостоять. Избегайте при этом проявления гордости, неуверенности, самообороны.

Атака на личном уровне

Критика бывает и атакой на личном уровне. Если критика лидеров опускается до личностей, важно учесть следующее:

  • Не отвечайте тем же. Критика не может быть побеждена теми же методами, всегда реагируйте в противоположном духе. Встретили злобу – реагируйте доброжелательно, видите низость – отвечайте со щедростью, заметили гордость – продемонстрируйте в ответе скромность, столкнулись с высокомерием – ответьте учтивостью, видите обман – держитесь правды, на недоверие отвечайте верой.
  • Не позволяйте эмоциям диктовать реакцию. Не отвечайте в обиде, в гневе, в жалости к себе.
  • Не склоняйтесь к разделению. Прибегайте к разделению в крайнем случае и не на эмоциях. Не допускайте разделения из-за личностей.
  • Не позволяйте, чтобы другие подвергались атаке из-за вас.

Можно ли критиковать лидера?

Лидер нуждается в вашей критике только в случае, если вы заметили серьезную ошибку или узнали об опасности. Как и к другим людям в подобном случае, подходите к лидеру, демонстрируя стремление помочь. Научитесь помогать. По возможности изучите ситуацию и сформулируйте совет. Убедитесь, что ваш совет:

  • Информативный.
  • Правдивый.
  • Ненавязчивый. 
Закажите полный каталог игр ManGO! Games