В последние годы обучение персонала служило достижению тех или иных целей. Одна из целей корпоративного обучения – повышение лояльности сотрудника к компании, что обходится для компании выгоднее, чем текучесть кадров. Обучаться стремятся сами сотрудники, они же выбирают компании, где их будут развивать.
Чем дольше сотрудник в компании – тем больше опыта он накопил, тем больше ценности представляет по сравнению с новичком. Старожилы, обученные в компании, которые трудятся в команде, приносят компании больше пользы, чем новые сотрудники.
Кроме того, обычно обучение персонала позволяет погружать нового сотрудника в культуру и традиции компании. Обучаясь, он знакомится со стандартами, правилами и ценностями. Если вы не вплетаете в обучение ценности компании, то теряете отличную возможность приобщить нового человека к корпоративной культуре и способствовать его скорейшей интеграции в коллектив.
Каким образом компания проводит обучение персонала – выбор самой компании. Назовем самые распространенные и популярные подходы.
Ее может не быть, но в компаниях, которые поддерживают единую базу знаний, сотрудники, даже проработав более 10 лет, признаются в пользе и важности такой общей корпоративной библиотеки. Концепция ее развития – это отдельная возможность сплотить коллектив и дать возможность сотрудникам проявиться по-новому.
Обучение персонала можно организовать путем создания лекций на YouTube-канале. Почему бы не продемонстрировать своим сотрудникам, как вы решаете те или иные вопросы. Во многих компаниях подобное практикуют. Такой подход к корпоративному обучению не будет затратным, к тому же совпадет с трендовым направлением социального обучения.
Распространенный формат онлайн-обучения – вебинары – могут быть внутрикорпоративными. Собирайте желающих разобраться в той или иной теме, и знакомьте собравшихся с ней, используя одну из технических платформ для вебинаров (наши рекомендации здесь).
Вебинары можно проводить и для новичков – они смогут узнать об особенностях работы в компании. После проведения запись можно использовать как видеолекцию.
Вряд ли стоит полностью заменить живые тренинги, поскольку они создают незаменимую атмосферу живого взаимодействия.
Серия тренингов обычно планируется для специалистов, которых в компании много и которым нужно дать одновременно одинаковые знания: менеджеры по продажам, торговые агенты. Специалистов разных направлений деятельности тоже можно собрать на тренинге, если предполагается изучение полезной для всех информации: тайм-менеджмент, особенности работы в компании, основы делового общения.
Живые тренинги относят к классическим форматам. В качестве тренеров могут быть сотрудники компании, руководители направлений.
Дистанционное обучение требует строгой организации, разработанных курсов, сопровождения. Подходит для повышения квалификации, внедрения инноваций, обучения стандартам. В дистанционные курсы могут входить текстовые и видеолекции, вебинары, интерактивные викторины и другие современные обучающие форматы. Онлайн-курсы создаются на готовой платформе, например, с использованием сервиса coursly.
Чтобы эффективнее организовать учебный процесс, прислушайтесь к рекомендациям:
Обеспечьте курсы дистанционного обучения технической поддержкой. Позвольте сотрудникам обращаться за помощью к консультанту с вопросами, возникающими во время обучения, использования корпоративной библиотеки и работы с учебными материалами. Для этого можно использовать сервис xroom.
Культура компании начинается с порога. Обучите новенького особенностям работы в компании, продумав все до мелочей. Можно прислать новичку приглашение на участие в курсе, информацию о команде и о проектах. Пусть он познакомится с каждым сотрудником виртуально, прежде чем выдастся случай взаимодействовать по работе.
Предусмотрите наставников, которые помогут влиться в коллектив и познакомиться с особенностями работы.
Все обучение лучше разбить на модули, так будет понятна структура и обучение пройдет без путаницы и с мотивацией быстрее все освоить.
Все перечисленные подходы к обучению сегодня уже стали привычными и ожидаемыми. К тому же большинство из них не требуют непосильных затрат. Наоборот, при отсутствии информирования и обучающих программ, вхождение новичка в процесс может стоить компании намного дороже.