Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
19.06.20

Сотрудник сотруднику: запрос на социализацию в корпоративном обучении

Один из устойчивых трендов в обучении персонала – социализация. Сотрудники взаимодействуют друг с другом, оценивают действия коллег, сравнивают действия и результаты коллег со своими собственными. Курс или тренинг при таком подходе становится не просто новой информацией для освоения, но и полезным опытом коллег.

Социализированное корпоративное обучение предполагает обучение друг у друга, передачу профессиональных знаний и опыта, формирование знаний, умений и навыков через конструктивное взаимодействие на межличностном и социальном уровне. Как это происходит на практике – в материале.
Сотрудник сотруднику: запрос на социализацию в корпоративном обучении. Блог ManGO! Games

Можно слушать лекцию, учить новый материал, проходить тесты. Так классически и построено обучение персонала. Однако это не единственный способ получить новые знания и навыки. Можно собраться в неформальной обстановке или создать онлайн-сообщество, к примеру группу в популярной соцсети, где делиться своим опытом между участниками. Поводом для обсуждения может быть новый проект, возникшие в работе проблемы, вопросы при освоении полезной информации. Повод может нести и положительный оттенок – похвастаться достижениями и спросить мнения. Все сообщество поспешит присоединиться, помочь с проблемами, оценить и поощрить достижения.

Неформальные сообщества

Объединяться можно вокруг специализации, одного из курсов корпоративного обучения или всей системы обучения персонала. Вам приходилось в детстве собираться с друзьями, чтобы вместе учить уроки? Примерно так могут собираться, виртуально или в коворкинге, сотрудники, объединенные общими целями, задачами, профессиональной деятельностью. Социальные объединения действуют внутри компании и среди специалистов из разных компаний. Примером тому может стать и клуб участников бизнес-завтраков ManGO! Games, который в период карантина видоизменился в онлайн-лабораторию для поиска совместных находок в ходе периодических онлайн-мероприятий.

Обсуждение позволяет усвоить материал, получить и осуществить обратную связь и сформировать связи в коллективе.

Такой формат повышает вовлеченность и дает возможность сопровождать получение новых знаний собственными выводами в более безопасной и комфортной обстановке. Он хорошо дополняет систему наставничества и при грамотном использовании может привлекать к компании лояльных клиентов или будущих соискателей. Важно только соблюдать требования к конфиденциальности информации.

Концепции социального обучения

Под социальным обучением понимают обмен информацией и опытом, коллаборацию, совместное создание контента внутри сетей как внутренних, так и внешних, путем организации интерактивных дискуссий, обсуждений и с использованием социальных сетей и технических возможностей для коллаборации.

Концепция социального обучения базируется на нескольких концепциях:

  • Зародившейся в последние десятилетия концепции сетевого обучения (или взаимного обучения) на основе массового сотрудничества, идеи корреспондентской сети, предложенной французским педагогом начала 20-го века Селестеном Френе, культивирующим расширение круга общения школьников путем переписки с учениками других школ.
  • Концепции инструментальной педагогики американского философа того же периода Джона Дьюи, считавшим, что повсеместная совместная деятельность является определяющей для человека, а знания приобретаются в процессе получения и осмысления опыта.

Дьюи считал, что основная цель обучения – постоянное переустройство и перестройка опыта, которые ведут к повышению способности выбирать направление для поиска нового опыта и возможности управлять им. 

Известно его высказывание: «Образование – не подготовка к жизни; Образование – это сама жизнь».

В этом разрезе концепция социального обучения пересекается с концепцией корпоративного обучения 70:20:10, и больше, чем традиционная модель, вписывается в текущую ситуацию, которую мы называем миром VUCA (неопределенность, нестабильность, сложность и неоднозначность).

На концепцию социального обучения повлияла также идея конструктивизма, развитая ученым-программистом и педагогом Сеймуром Пейпертом, рассматривающим процесс обучения как перестройку опыта в сообществах, где новички становятся значимыми участниками совместной деятельности. Идея сообществ заключается в обмене результатами своей деятельности и в обсуждении их. При этом сообщество использует свой условный внутренний язык для выражения вида помощи, в которой нуждается тот или иной участник.

Социальное обучение персонала также опирается на идею «отказа от диктата» австрийского философа Ивана Ильича, которая легла в основу концепции «Учебная паутина». Идеальной образовательной системой исследователь видел структуру, в которой есть ресурсы, доступные всем участникам образовательного процесса, есть желающие поделиться своими знаниями и умениями, поддерживается привлечение желающих получить знания и опыт, у всех участников есть возможность публиковать и представлять на всеобщее обсуждение результаты своего обучения.

И наконец существует относительно молодая теория коннективизма, развивающаяся на основе теорий канадского писателя и исследователя Джорджа Сименса. Исследователь изучает социализацию процесса обучения в эпоху цифровых технологий. Он считает, что рост знаний требует нелинейной модели обучения (процесса) и знаний (состояния). Он подчеркивает динамичность обучения, невозможность личностью контролировать процесс обучения, а также обращает внимание на ключевой навык, которым считает не обладание знаниями, а умение видеть смыслы между концепциями и идеями. Познанием он называет процесс связывания источников информации.

История формирования концепции социального обучения

Хронология возникновения концепции социального обучения приводится в изданном в 2018 году словаре-справочнике по корпоративному обучению в цифровую эпоху «Корпоративное обучение для цифрового мира».

В 1940-50-е годы появляется теория социального обучения. Ее суть: люди обучаются, наблюдая за поведением других.

В 1984 году появляется первый прототип социального обучения – форум инженеров и программистов на FIDO-net. Как мы помним, до появления социальных сетей, люди собирались именно на форумах, к тому же объединялись поначалу только вокруг определенной тематики.

С начала 1990-х годов развиваются интернет-технологии и формируются новостные группы, форумы экспертов, преимущественно айти-направления.

2003-2004 гг. Ведущие бизнес-школы создают закрытые интранет-сети, в частности для постпрограммного обучения между выпускниками и студентами.

С середины 2000-х появляются социальные сети, которыми мы и сейчас активно пользуемся. Их используют для общения, развлечения и обучения.

2009-2011 в зарубежной прессе появляется большое количество публикаций по социальному обучению с использованием социальных сетей.

В 2013 году в одну из самых известных систем обучения в вузах, Blackboard, включен модуль по социальному обучению.

В 2016 году социальное обучение признано частью корпоративного обучения. ATD опросил 722 крупнейшие международные компании. 54% опрошенных признали, что уже используют социальное обучение.

Преимущества социального обучения как части корпоративного

Преимущества социального обучения трудно игнорировать:

  • Скорость создания и доставки образовательного контента.
  • Гибкость.
  • Использование вне зависимости от планов, а именно тогда, когда нужно. Здесь и сейчас, точно вовремя.
  • Использование неформальных возможностей обучения.
  • Стимулирование широкой коллаборации сотрудников.
  • Вовлечение всех сотрудников в обучение.
  • Экономия затрат на другие формы обучения.
  • Большой охват по сравнению с «классическими форматами обучения».

Запрос на социальное обучение заставляет крупные компании полностью переосмыслить свой подход к обучению.

Практика развития социального обучения в компаниях

Понимая значение и роль, преимущества и неотвратимость социального обучения, многие компании не игнорируют, а включают в свою структуру корпоративного обучения социальное обучение. В связи с этим происходит переосмысление и можно наблюдать глобальные изменения в системе обучения персонала.

Рассмотрим эту трансформацию на примере компании Microsoft.

Концепция корпоративного обучения изменилась следующим образом. Компания сняла с зоны своей ответственности:

  • Управление тренерами.
  • Проведение сотни тренингов по 30 человек в аудитории.
  • Поддержку пассивного обучения.

Компания перестала считать своей обязанностью:

  • Быть экспертом.
  • Обеспечивать коучинг каждого сотрудника.
  • Обеспечивать коучинг сотрудников по каждой теме.

Компания больше не считает целесообразным:

  • Самостоятельно создавать весь учебный контент.
  • Обеспечивать публикацию всех без разбора учебных материалов.
  • Замерять количество просмотров и скачиваний.

Вместо этого компания берет ответственность за:

  • Предоставление технологий для масштабирования.
  • Обеспечение простого доступа к передовым знаниям.
  • Обучение навыкам «учиться делая» и обмену опытом.

Компания считает своей обязанностью:

  • Соответствовать целям бизнеса и его трансформации.
  • Задавать рамки и строго заботиться о качестве.
  • Организовывать сообщества коучей и практикантов.

Компания считает важным:

  • Организовывать сообщества авторов.
  • Выделять главное на основе данных.
  • Делать меньше, но качественно.

Самое главное – не игнорировать такое явление как социальное обучение, а принимать его во внимание и использовать во благо своих сотрудников и бизнеса, как это делают ведущие компании мира.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных