Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
02.12.21

Основные типы методов обучения

Потребность в инновациях в бизнес-образовании назревала давно, сейчас она стала еще острее. Уже более десяти лет прослеживается разрыв между потребностями бизнеса, особенно относительно подготовки руководителей, и качеством обучения руководителей, включая подготовку и обучение кадрового резерва.

Давайте разберемся, из чего сейчас могут выбирать компании, готовя обучение менеджеров и развивая сотрудников.
Основные типы методов обучения | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Что не так сейчас с бизнес-обучением? Все еще много ненужного академизма и недостаток связи с практикой.

Учитывая то, как ускоряется жизнь, нужно сократить сроки подготовки обучающих программ, максимально связать обучение с рабочими процессами компании, сориентировать программы на необходимые компетенции, вместо того, чтобы ориентироваться на знания.

Важно также ориентироваться на подготовку управленческих команд. Кроме того, важна не массовость, а качество обучения. Эти требования лучше всего обеспечить, обучая в удаленном режиме прямо на рабочем месте, причем, лучше, чтобы сотрудники привыкли обучаться именно так, поскольку иногда это единственно возможно.

Педагогические основы инноваций в образовании персонала

Сейчас в основе инновационных образовательных технологий лежит концепция «активного обучения». Она разработана еще в начале 20-го века Джоном Дьюи, американским философом и педагогом. Он противопоставил традиционному обучению, предусматривающему приобретение и усвоение знаний, обучение в ходе практической деятельности и получения личного опыта.

В середине 20-го столетия эта идея развилась в две концепции – «конус опыта Эдгара Дейла» и «пирамида обучения».

«Конус опыта» Эдгара Дейла, американского педагога, демонстрирует, какие образовательные результаты мы получим при использовании каждого из существующих каналов донесения содержания до обучающихся.

«Конус» показывает, что 90% сказанного и написанного людьми относительно их действий запоминается во время

  • выполнения реальных действий,
  • имитации реальных действий,
  • театральных выступлений.

70% сказанного или написанного люди запоминают при участии в дискуссиях и выступлениях с речью перед публикой.

В результате этих видов деятельности люди способны разрабатывать, создавать и оценивать.

Рассматривание экспонатов, наблюдение за демонстрацией или наблюдение за конкретными действиями позволяет запомнить только 50% от услышанного и увиденного. Просмотр видео позволяет запоминать 30% увиденного, а рассматривание рисунка – 20%. В ходе этих видов деятельности участники процесса учатся демонстрировать, применять, выполнять.

И, наконец, во время слушания и чтения человек запоминает лишь 10% прочитанного, и по результату такой активности умеет определять, перечислять, описывать, пояснять.

Обычно обучение сотрудников проходит путем объяснения-слушания и самостоятельного чтения. В результате такого обучения сотрудник умеет только объяснить, определить, описать, к тому же использует только 10% информации. А нужно выполнять, анализировать, создавать… Чтобы этого достичь, чтения и слушания недостаточно.

«Пирамида обучения», составленная в ходе исследования Национальной тренинговой лаборатории США, продемонстрировала примерно то же, что и «конус опыта», сосредоточив наше внимание на зависимости степени усвоения материала от методов обучения.

Она получилась такой:

  • Лекция – 5%.
  • Чтение – 10%.
  • Аудиовизуализация – 20%.
  • Демонстрация – 30%.
  • Групповое обсуждение – 50%.
  • Практика конкретной работы – 75%.
  • Обучение других людей и непосредственное применение знаний – 90%.  

Теперь понятно, почему монолог преподавателя – классическая лекция – наименее эффективна, а вот обучение других и непосредственная практика на рабочем месте дает наилучший результат. Поэтому наставничество – максимально эффективно.

Ключевые подходы к обучению

По ходу развития образовательных систем использовалось несколько основных методологических подходов к обучению:

  • Практика.
  • Трансляция материала.
  • Разбор и анализ ситуаций.
  • Игра.
  • Имитация.
  • Проект.

Практика – древнейший способ обучения: ученик смотрит, как работает учитель, пробует сам. Ранее такой подход использовался для обучения в ремесленничестве, сейчас в формате стажировки или практики.

Трансляция материала – рассказ о том, чего ученики сейчас не видят. Метод тоже использовался в древности – опытные люди рассказывали молодым, как устроен мир. Сегодня это прослушивание лекций, чтение книг, просмотр видеоуроков, посещение мастер-классов.

Оба подхода имеют свои недостатки:

  • Если обучение происходит только на практике, ученики недополучают нужных знаний.
  • Если обучение заключается только в освоении теории, оно будет оторванным от жизни.

Чтобы минимизировать эти недостатки, в прошлом веке начали находить новые подходы.

Если среди традиционных методов обучения – трансляция материала (лекция, чтение, мастер-класс) и практика (стажировка, ординатура), то среди инновационных:

  • Разбор анализа ситуаций.
  • Проектный подход.
  • Имитация.
  • Игра.

Каждый метод предполагает разную цель. Обучающий с учеником взаимодействуют в разных ролях.

Метод трансляции материала предполагает наличие учителя и ученика. Учитель транслирует материал, его цель – рассказать, а цель ученика – запомнить.

Метод практики ставит перед учеником цель научиться делать. Занимается с ним мастер, обучая ученика в ходе практической деятельности. 

Метод «Разбор и анализ ситуации» ставит перед учеником цель понять. Он работает над ситуацией в формате командной сессии, диспута, кейс-разбора с другими учениками в ходе практической деятельности. С ними работает модератор, и его цель – организовать процесс.

Метод возник в Гарварде и сначала использовался для подготовки врачей. В основе метода – выделение из практической деятельности однотипных ситуаций, их анализ, поиск решений и формулировка сценариев развития событий. В ходе обучения можно сформировать профессиональное мышление, навыки принятия решений в типовых рабочих ситуациях.

Проектный подход – это тоже работа в команде. Цель каждого ученика – разработка реального имитационного проекта в команде. Это могут быть консалтинговые, исследовательские проекты, мастерская. Сопровождает проектную работу куратор.

Проект – эффективный метод обучения, позволяющий ученику встроиться в систему коллективных работ с целью решения реальной практической задачи. Участники проекта проектируют развитие ситуации, анализируют данные, осваивают способы выполнения тех или иных работ. Огромный плюс проектного подхода – в групповой деятельности и именно для решения реальной задачи. Участники в ходе проектной деятельности учатся работать сообща, налаживать коммуникации и достигать общего результата. Проектный подход особенно эффективен при обучении руководителей, которым предстоит реформировать бизнес-процессы.

Имитация – процесс, которым управляет тренер. Его цель – организовать вхождение в модель. Цель ученика – освоить норму работы модели в ходе практической деятельности. Форматы имитации – настольная игра, имитационная игра, деловая игра, тренажер.

Впервые имитационные модели для обучения были использованы в военной сфере. Пилотов готовили к полетам на специальных тренажерах. Со временем тренажеры появились и в бизнес-образовании. Имитационные методы предполагают наличие модели, построенной на нормах и правилах реальной практической деятельности. Участвуя в имитационной игре, сотрудники осваивают профессиональные процедуры, получают целостное представление об устройстве своей сферы деятельности. Имитационная модель часто называется симуляцией или имитационной игрой.

Игра – метод обучения, которым руководит игротехник. Его цель – организовать коммуникацию. Объектом метода является практическая деятельность в команде. Цель ученика – освоить норму поведения. Это может быть деловая игра, ролевая игра, оргдеятельностная игра, макет.

Удивительно, что хотя все мы учимся жизни именно через игры, люди далеко не сразу поняли, что обучать взрослых можно в ходе игры. Для профессиональной подготовки игровые методы обучения начали использоваться только в начале 20 столетия. О том, как зарождалась игра, – в материале «Как зародилась деловая игра: удивительные исторические факты». Сейчас игру считают одним из самых эффективных методов профессионального обучения, а геймификация используется практически в любом рабочем процессе.

Чтобы обучение было максимально эффективным, часто используют сочетание нескольких методов сразу, взаимообогащая их.

В чем суть инновационной образовательной технологии

Инновационной образовательной технологией принято называть комплекс из трех составляющих, взаимосвязанных между собой:

  • Содержание.
  • Методы.
  • Инфраструктура.

Инновационное содержание – это не только освоение предметных знаний. Это также развитие профессиональных компетенций для соответствия сегодняшней бизнес-практике. Содержание должно быть хорошо структурированным и подготовленным для передачи с использованием цифровых средств коммуникации.

Методы обучения должны быть направлены на формирование компетенций, а не на пассивное восприятие материала. Для формирования профессиональных компетенций важно обеспечить вовлечение и взаимодействие обучаемых между собой.

Под инфраструктурой понимают технические средства и все, что позволяет обеспечить дистанционную форму обучения.

Инновационными технологиями нужно считать именно взаимосвязь всех трех составляющих, а не просто использование интернета, мультимедиа и телеконференций, как иногда это понимают.

Сегодня тренды информационных технологий в обучении – это:

  • игровые технологии;
  • личностно-ориентированное обучение, представляющее возможности раскрыть таланты;
  • здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие исключение негативного воздействия обучения на здоровье;
  • проектно-исследовательские технологии, ориентированные на самостоятельную и командную творческую работу;
  • блочно-модульный подход.

Инновационные технологии, помимо того что позволяют быстрее и лучше усваивать новый материал, имеют свои дополнительные бонусы. Они:

  • Мотивируют к познавательной и проектной деятельности.
  • Предлагают более комфортный психологический климат, снимают напряжение между учителем и учеником (тем, кто обеспечивает процесс, и тем, на кого процесс направлен).
  • Открывают творческое пространство.
  • Развивают не только участников обучения, но и педагогов.

Все это позволяет строить внутри компании новые бизнес-модели, искать новые решения и пересматривать стратегии развития под влиянием внешних изменений.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных