Любой бизнес – это работа с клиентами и продажи. Помните 5 классических этапов продаж? Сначала – установление контакта.
В этом материале – информация о том, какие есть способы установления контакта с клиентом, и какие бывают клиенты. Повышайте свои знания и улыбнитесь вместе с нами над шуточной классификацией.
Успешные продажи – это способность найти общий язык с потенциальными клиентами. Они такие разные. Убедить двух разных клиентов одним и тем же способом невозможно. Предлагаем классификацию, которая поможет наладить контакт с клиентом, грамотно спланировать продажу и переговоры.
Что касается продажи, важно понимать, к какому типу относится клиент по своим желаниям и возможностям:
Определение психотипа клиента тоже поможет выгодно построить с ним диалог.
Помните Ричарда Гира из легендарного фильма «Красотка»? Это именно такой тип. Солидный, ухоженный, не скрывающий наличие денег, готовый купить все здесь, если его хорошо обслужат или если будет соответствующее настроение.
Предлагайте такому клиенту все самое лучшее, смейтесь, если шутит, и пропускайте мимо ушей, если хамит. При возможности подчеркивайте, что предложенное не каждый может себе позволить.
Очень аккуратен, недоверчив и осторожен. Независимо от того, насколько дорогие на нем вещи, они в идеальном состоянии, а сам он очень любит задавать вопросы и получать на них точные ответы. Иметь дело с таким клиентом непросто, но зная, как вести себя с таким, его вполне можно выдержать и даже подружиться. Главное не нервничать, держать невозмутимость и быть дружелюбным. Спокойно отвечайте на бесконечные вопросы, демонстрируйте продукт со всех сторон, давайте советы и приводите статистику. Ему понравится с вами общаться и продажа состоится, если вы сможете показать свой профессионализм и идеальное знание товара.
Такой клиент обычно вычурно одет, ведет себя вызывающе, любит делать покупки, демонстрировать нетривиальный вкус и финансовое положение.
Любит поговорить и хочет всем нравиться. Такого клиента достаточно просто слушать, и он с удовольствием будет иметь с вами дело и совершать покупки. Смело предлагайте ему самый дорогой товар, предлагайте все особенное и нестандартное – он будет в восторге! Представляя товар, акцентируйте на том, что не каждый способен оценить такое решение. Увеличивайте сумму чека, предлагая попутный товар.
Этот тип клиента не любит привлекать к себе внимание, но стремиться выделяться некоторыми деталями, поскольку ни за что не согласится быть «как все». Такие люди не любят общаться, опасаются, что им начнут предлагать что-то ненужное или недостаточно интересное. Такому типу лучше не мешать: сам спросит, если понадобится. Главное – не давить, быть рядом, отвечать на вопросы, если сам пойдет на контакт. Помните, что если такой покупатель совершит покупку, то с огромной вероятностью вернется к вам еще.
Скромный и тихий, склонен извиняться и не любит общаться. Будьте внимательны, он стесняется задавать вопросы, поэтому общайтесь с ним аккуратно, будьте открыты и доброжелательны, убеждайте в правильности выбора. Не стремитесь убедить, будьте честны. Он не станет сдавать товар, даже если обнаружится брак, но и не вернется, если вы убедите его купить ненужную вещь.
С клиентом будет легче найти общий язык, если учесть основные мотивы покупок. Постарайтесь определить ключевой мотив каждого покупателя:
Важнейший навык при продаже и переговорах – установление контакта. Как это делать и каких ошибок лучше не допускать?
Слышали о правиле 40 секунд? Известно, что первое впечатление формируется в первую минуту. Всего 40 секунд – и вас уже оценили, теперь полученная оценка будет влиять на ваше общение больше, чем все сказанные вами слова. Чтобы эта оценка была в вашу пользу – следите за внешним видом и ответственно отнеситесь к первым жестам, действиям, словам.
Важно, как вы слушаете. Как бы значимо ни было первое впечатление о вас, клиенту важнее то, слушают ли его, и как слушают. Выслушивайте клиента, задавайте вопросы, отвечайте на его вопросы. Проявляйте искренний интерес – это крайне важно для установления контакта. А пока контакт не установлен – не стоит и начинать презентовать ваше предложение.
В каждом случае, где вы могли неправильно понять друг друга, – уточняйте, устраняйте каждое недопонимание, прежде чем двигаться дальше. Это предотвратит ошибки и продемонстрирует ваше внимание к собеседнику.
Позаботьтесь о том, чтобы ваш диалог был живым. Сухой формальный тон только нагоняет тоску. Если клиент не вызывает раздражения и не относится к сложным, ведите себя немного расслаблено, позволяйте немного юмора и разгружайте обстановку.
Делайте комплименты – это способно расположить собеседника больше, чем любые доводы и аргументы. Присмотритесь к клиенту и к его окружению, попытайтесь понять, что для него важно, отметьте это. О достижениях клиента могут свидетельствовать награды, грамоты, сувениры в его кабинете. Готовьтесь к встрече – изучите историю компании, место в ней вашего планируемого собеседника, отзывы клиентов и успехи организации. При хорошей подготовке и искреннем внимании вы сможете сделать уместные комплименты.
Вы используете технику маленького разговора? Это неформальное общение на нейтральную тему.
Выберите приятную вашему собеседнику тему, не касающуюся основного вопроса встречи. Это может быть обсуждение хобби, забавная история, позитивный рассказ о том, что вы слышали о собеседнике или как узнали о нем впервые.
Такие разговоры здорово снимают напряжение или неловкость, располагают к конструктивному обсуждению.
Важные нюансы при установлении контакта:
Не удается установить контакт? Что-то было не учтено. Основные ошибки при установлении контакта:
Учитывайте все эти нюансы, чтобы научиться устанавливать контакт. И, наконец, не забывайте о важном приеме, позволяющем облегчить этап налаживания контакта: общайтесь с клиентом на его языке, «отзеркаливайте» его жесты, мимику, интонацию.
Хотите усовершенствовать свои переговорные навыки? Заказывайте переговорные чемпионаты! Что это и как – узнайте в наших кейсах.