Блог
Эффективность групповой работы

Коэволюция: что это и как ее учесть при сценарном планировании

Мы знаем, что в период перемен нужно переходить к сценарному планированию и стратегированию. Есть ли универсальные стратегии, которыми пользуются самые крупные игроки рынка и которые могут быть полезны для любой компании? Есть.


Сколько всего меняется, а природа выживает, эволюционирует и развивается, даже если отдельные ее представители не выживают. Что, если поучиться у самой природы и перенять ее стратегию? Антрополог Грегори Бейтсон в своей книге «Разум и природа» описал идею, которую вполне можно использовать для составления стратегии выживания и успеха в период перемен.

Название идеи – коэволюция. Эволюция во взаимодействии. Идея подходит и природным, и социальным системам. Суть идеи в том, чтобы в рамках постоянного цикла взаимодействий взаимозависимые виды взаимодействовали таким образом, чтобы «изменения в виде А создавали условия для естественного отбора изменений в виде Б».
Примеры: хищник начинает охотиться на определенный вид животных – этот вид эволюционирует, стремясь быть сильнее, потому что выживает сильнейший.

Джеймс Мур, писатель и консультант по эволюции бизнес-экосистем и автор статьи «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции», рассказывает, как достичь успеха, учитывая знание об экосистемах и коэволюции.

Наблюдая за природой, можно заметить еще одну особенность: при резких изменениях доминирующие виды теряют лидерство, на их место приходят другие, которые раньше были на вторых ролях. Формируются новые экосистемы, в центре которых уже другие лидеры.

Какие выводы можно сделать? Рассматривайте свою компанию как часть экосистемы в системе всех отраслей. Объединяйтесь вокруг инноваций – сотрудничайте и конкурируйте вокруг определенной инновации так, чтобы максимально удовлетворять потребности клиентов и помогать совершенствоваться другим игрокам рынка и поддерживать их. Лидерство может переходить от вас к вашим конкурентам, но ваша экосистема при этом будет эволюционировать. Если все члены экосистемы будут инвестировать в общее будущее, им легче будет конкурировать с другими экосистемами.

Как узнать, в какую экосистему инвестировать? Нужно изучать жизненные циклы существующих систем и управлять ходом перемен.

Каждая бизнес-экосистема проходит четыре стадии: рождение, расширение, лидерство и самообновление (или смерть). На первом этапе участников экосистемы волнует, чего хочет потребитель и что стоит транслировать на широкий рынок. Они наблюдают за экспериментами предпринимателей, конкурирующих между собой, и собирают материал для выводов.

На втором этапе экосистема растет и развивается, осваивает новые пространства, взращивает свое сообщество партнеров и поставщиков. Идет сражение за долю рынка. Каждая экосистема пытается приобщить к себе поставщиков и клиентов. На втором этапе должна быть 1) бизнес-концепция, удовлетворяющая большинство, и 2) возможности масштабирования этой концепции. На этом этапе экосистема тратит огромные ресурсы на маркетинг, продажи и товародвижение. Так она убирает со своего пути более мелкие экосистемы. Задача второго этапа – стимулирование рыночного спроса и контроль ресурсов для его удовлетворения.

Третий этап – это борьба за лидерство между экосистемами. Для этого должен быть стимул и стабильность. На этом этапе экосистемы занимаются стандартами, интерфейсами, «модульной структурой», отношениями между поставщиками и клиентами. От поставщиков экосистемы на этом этапе требуют быть инноваторами.

Этап 4 наступает, когда происходят серьезные внешние потрясения, и у экосистемы есть риск погибнуть. Как известно, измененная среда более благосклонна к новичкам. Поэтому угроза устаревания – основное испытание для крупных доминирующих компаний. Для долгосрочного успеха нужно лидерство в создании новых и новых инноваций.

Для бизнес-успеха компании или люди должны не поддаваться соблазну поддерживать несостоятельные экосистемы и переходить в более жизнеспособные.

Учитывайте эти знания при сценарном планировании, о котором можно узнать в статье «Как управлять с помощью сценарного метода».

В ManGO! Games можно заказать профессиональное проведение фасилитации, мозгового штурма, командной сессии по сценарному планированию.
Планирование