Один из сотрудников берет отпуск – и работа всей команды замирает. Что это значит? Значит, не сбалансированы знания в команде. Предупредить такую ситуацию можно с помощью «Звездной карты». Что это и как использовать – разбираемся.
Инструмент «Звездная карта» используется для решения проблем с неравномерной загрузкой, с распределением экспертизы и подбором людей в команды.
При внедрении этого инструмента нужно учитывать некоторые нюансы и особенности. Давайте будем в курсе самого важного!
Начнем с простого. Вам нужно собрать команду и вы знаете, что в нее должны войти сотрудники с разными навыками. Нужно определить, какие могут быть наборы навыков и какие типы сотрудников в зависимости от какого набора нужны для сбалансированной команды. Как раз в этом помогает инструмент «Звездная карта».
«Звездная карта» или «матрица компетенций» – это таблица, в которой в столбцах перечислены компетенции, а в строках данные по сотрудникам. Одна строка – один сотрудник и его оценки по каждой из компетенций. В таблицу включают только компетенции, нужные для проекта, над которым будет работать команда. Матрица компетенций – более тяжеловесный инструмент, «звездная карта» – попроще, но суть та же.
Оценкой каждой компетенции могут быть:
0 – отсутствие навыков или очень слабый уровень.
1 – уровень, достаточный для самостоятельной работы над задачами, требующими этой компетенции.
2 – экспертный уровень, может сам решать задачи, может научить других.
Сотрудники сами определяют свой уровень. Это значит, что они не просто объявляют о своих знаниях, но и подписываются под тем, что способны и согласны обучать других и делиться с другими своими знаниями. Если сотрудник владеет знаниями, но не хочет делиться своей экспертизой – он может поставить себе «1».
К оценкам 0 и 1 иногда еще добавляют минус или плюс. Это желание/нежелание сотрудника углубляться в эту тему. Поставил «минус» – значит, хотел бы по возможности не выполнять такие задачи. Оценка «2» по умолчанию включает в себя желание работать по теме, развиваться в этом направлении и делиться экспертизой.
Что важно учесть:
- Карта должна быть доступна всем, а не только руководителю.
- В карту включаются только востребованные в работе команды / на текущем проекте знания и навыки.
- Компетенций должно быть не больше 30. Вполне достаточно 20.
Как работать с картой:
- Карту периодически нужно пересматривать, актуализировать, детализировать.
- Важно периодически сопоставлять карту с текущими задачами.
Карта также помогает определить типы сотрудников, собравшихся на проекте, что тоже помогает сбалансировать команду.
Кто с нами на проекте?
Типы сотрудников согласно «звездной карте»:
Чак Норрис – сотрудник, который всегда знает, что ему нужно для работы, и у которого по каждому или почти по каждому пункту «2». Он пользуется авторитетом, к нему идут за вопросами. Команда уверена, что он способен решить любую задачу. Если он проверяет работу других, пройти ревью у него с первого раза считается подвигом. Одобренное им решение никто не оспаривает. Когда он уходит в отпуск, команда испытывает трудности.
Шерлок Холмс – опытный сотрудник, но с более узкими знаниями. В «своих» областях может быть не хуже Чака Норриса, в некоторых даже превосходить его. В некоторых областях не разбирается совсем. Задачи по своему профилю выполнит со 100% гарантией, в других областях может долго оставаться в тени. Если такой сотрудник ненадолго покинет команду, стабильность команды снизится в той степени, в которой востребованы именно его компетенции.
Он сам в одиночку может справиться с проектом, если проект из области его знаний, но если ему дать задачу не из его области, он может даже сорвать сроки, поскольку обычно гордость не позволяет ему обращаться с вопросами к другим.
Ван Дамм – это «универсальный солдат». Он обладает минимумом знаний во всех областях, и способен выполнять любые задачи в несложных и типичных проектах. Он способен создать полноценную команду даже с минимальным числом работающих с ним сотрудников. Он сможет работать с менее опытными сотрудниками и давать отличные результаты, но очень слабо справляется с индивидуальными задачами. Это исключительно командный игрок.
Пятачок – это начинающий сотрудник, которым может оказаться опытный специалист с другим стеком технологий, чем требуется на текущем проекте. Он охотно учится, задает вопросы, если его прикрепить к более опытному сотруднику – он станет опытным специалистом.
Как собрать рабочую команду, пользуясь «Звездной картой»
Убедитесь, что в каждой колонке есть хотя бы одна оценка 1 или 2. Если нет – задумайтесь о дообучении. Если есть колонка, в которой только одна оценка выше нуля (даже если это 2), это команда с высокими рисками, поскольку в некоторых вопросах не будет взаимозаменяемости и коллективных решений. Так вы выясните слабые места команды.
Чтобы увеличить стабильность команды, обращайте внимание на «+» и «-» и используйте желание сотрудников развивать способности. Старайтесь больше задействовать таких сотрудников на интересных для них задачах, и их уровень будет повышаться.
Балансируйте нагрузку экспертов, договорившись с участниками о том, что спрашивать у Чака Норриса нужно только в том случае, если больше никто не может помочь. Обращаться за советами и с вопросами можно не только к сотрудникам со знаниями «2», но и со знаниями «1».
Все так и работает в идеальном мире. Но если в команду попадают токсичные сотрудники, любители паразитировать за счет других или интересы которых расходятся с интересами компании – картина меняется. Об этом – в материале «Звездная карта» и темные стороны сотрудников».
Применяйте инструмент «Звездная карта» при создании команд, особенно это критично в BANI мире, где баланс, гибкость и устойчивость команды станет фактором резилентности компании в меняющихся обстоятельствах.
Больше о требованиях к команде в BANI мире – в статье «Как внедрять Agile в условиях BANI».