Иногда мы больше верим догадкам и слухам, чем статистике. К примеру, вы сделали прививку и заболели, ваш знакомый тоже пожаловался на подобное и вот вы уже не доверяете прививкам, хотя по статистике риск заболевания после прививки 10-30%. Так проявляется когнитивное искажение «ошибка базового процента».
Еще пример. Вы видите мужчину в черном с татуировками, из наушников которого слышится тяжелый рок. Скорее всего вы решите, что он приехал на байке, хотя автомобилей на дорогах намного больше. Мужчина же вообще может оказаться велосипедистом.
Суть искажения в том, что мы склонны игнорировать статистику и общие данные, и полагаемся на личный опыт и частные случаи, которые нам реально встречались.
Ученые связывают эту ошибку с эвристикой репрезентативности – человеческим свойством делать выводы на основе стереотипов и личной оценки.
Ошибочные выводы о людях. Результаты – неспособность распознать мошенника, вхождение в плохую компанию, отказ от важного знакомства или от приглашения на работу ценного сотрудника.
Повышение уровня тревожности. Результаты – чрезмерная мнительность, боязнь всего, постоянный стресс.
Ошибки в важных ситуациях. Результаты – выбор сомнительных вариантов вместо надежных, недоверие к тому, что нас может защитить (пример с прививкой).
Как избежать этой когнитивной ловушки:
Не спешить с выводами. Заметили, что дали оценку без размышлений, – остановитесь и задумайтесь. Мир не так прост.
Избегать категоричности. Пришли к заключению – будьте гибкими, в новой ситуации перепроверьте свои выводы, возможно, вводные изменились.
Собирайте больше данных. Составить полную картину можно только обладая максимумом информации.
Фильтруйте информацию. Хотите получить точную оценку? Ищите не просто полные, но и достоверные данные. Выбирайте, каким источникам доверять.