Предлагаемая схема включает в себя несколько фаз.
Подготовительная фаза
Участники выбирают проблему и прорабатывают ее с использованием индивидуальных реактивных приемов. Приведем пример:
- Проблема: как повысить показатели отдела?
- Выбор основного пути решения озвученной проблемы.
- Тестирования всех возможных путей решения.
Это подготовительная работа, которая помогает оценить суть и понять основные направления планируемой групповой работы.
Формирование креативной группы
Поиск идей пройдет успешно, если будут соблюдены следующие условия:
- Группа должна включать около 10 человек.
- В группу должны войти участники с примерно равным статусом.
- В группу должно войти только несколько человек, разбирающихся в проблеме. Люди, у которых есть глубокие специальные знания по теме, – нежелательны: их присутствие может сковывать воображение и творчество других участников.
- Обсуждение должно вестись в комфортной обстановке, участники должны быть в состоянии отдыха. Кресла расположите по кругу. Для этого мероприятия стол не понадобится, а две-три классные доски нужно подготовить.
- Ведущим должен выступить руководитель. Важно, чтобы он не давил на участников.
- В группе нужно назначить секретарей-наблюдателей, которые бы фиксировали слова и поведение выступающих.
Процедура
Процедура включает три этапа:
Вступление. Занимает 15 минут. Ведущий сообщает о сущности метода, объясняет правила, объявляет проблему и записывает ее на доске. Участникам рассказывают о причине выбора именно такой проблемы и предлагает озвучить свои варианты формулировки темы. Все формулировки тоже фиксируются на доске.
Генерация идей. Собравшиеся в свободной форме сообщают свои идеи, каждая фиксируется на доске.
Если происходит хотя бы малейшая задержка с новыми идеями, ведущий просит участников подумать о проблеме, взглянуть на доску. Когда пауза заканчивается, собравшиеся продолжают генерировать идеи. Обычно после небольшой паузы идеи начинают появляться живее.
Если этого не произошло, ведущий выдает присутствующим бланки с вопросами, отвечая на которые могут появляться новые идеи.
Вопросы для карточек могут быть следующими:
- Каким образом мы достигали результатов в прошлом?
- В чем наша конкурентоспособность?
Заключение. Завершить можно двумя способами:
- Классический вариант. Ведущий сообщает о завершении, благодарит за проделанную работу, сообщает, когда будут результаты, и предлагает отправлять возникающие идеи руководителю дискуссии в письменном виде.
- Альтернативный вариант. Идеи оцениваются самими участниками.
Для оценки можно использовать разные приемы:
- Разрабатываются критерии оценки, выписываются на доске, располагаются в порядке важности.
- Идеи группируются по содержанию.
- Определяется наиболее перспективная группа, каждая группа получает оценку в соответствии с критериями.
- Идеи тестируются методом «от противного». Пример: как будет провалена эта идея после того, как мы ее реализуем?
- Выбираются самые «дикие» идеи и переделываются в реализуемые.
- Каждый проводит собственную мозговую атаку, стремясь найти на основе озвученных идей что-то свое, новое.
- Группа отбирает самые ценные идеи, располагает их по важности и предлагает внедрить.
Обращайтесь в ManGO! Games для качественного проведения стратегических сессий и фасилитации. У нас можно заказать профессиональное проведение мероприятий на принятие решений.
Читайте также: Этапы успешного мозгового штурма.