Зачем обучать персонал? Если отталкиваться от цели любого бизнеса – для изменения поведения сотрудников таким образом, чтобы производительность повысилась.
Чтобы проверить, действительно ли обучение каким-то образом влияет на производительность, было проведено исследование. Обнаружилось, что самым важным для производительности является не корпоративное обучение, а мотивация руководителя обучаемых. Казалось бы, какая связь? И все же, качество обучения и производительность зависят от того, как руководитель подразделения настроен на обучение своих сотрудников, какой у него настрой после обучения, и какие возможности для отработки новых навыков на практике он обеспечил.
С результатами этих исследований связана модель обучение персонала 70:20:10.
Мы уже описывали концепцию структуры обучения по этому принципу, а также поднимали вопрос решения трудностей в связи с ее внедрением. Суть модели в том, что всего 10% знаний и навыков сотрудник получает при обучении в классе и при осваивании литературы. Таким образом он узнает новое, знакомится с инновациями, пересматривает существующее понимание тех или иных процессов. 20% знаний сотрудник получает при общении с наставником, руководителем, другими сотрудниками. Это помогает ему экспериментировать. 70% знаний он получает, выполняя свою основную работу.
Таким образом корпоративное обучение выводится за пределы классных комнат и переносится на основное место, где проводит время сотрудник.
Концепция изложена в книге Чарльза Дженнингса: «70:20:10 — проводник перемен».
Соотношение может быть разным, например, в инновационных компаниях 5% будет приходиться на формальное обучение, 55% - на социальное, и 40% на эмпирическое обучение.
Модель позволяет пересмотреть подход к обучению и расширить восприятие обучения. Компания может не сосредотачиваться на структурированных обучающих мероприятиях, а нацелиться на деловые игры на сплочение или тимбилдинги, помогая сотрудникам общаться и делиться опытом и передавать друг другу знания естественным образом в ходе ежедневной работы и взаимодействия.
Понимание концепции меняет модели поведения в компании, повышает производительность, расширяет мышление. Важно понимать, что обучение уже давно не ограничивается стенами учебного класса, хотя концепция и не исключает традиционное обучение.
Обучение вне работы все так же эффективно и необходимо, оно закладывает фундамент. Однако закреплять полученные знания и получать новый опыт, обучаясь новым применениям своих знаний, человек может в ходе выполнения своей работы.
Сегодня преобладает традиционный подход к пониманию обучения персонала. Пытаясь внедрить в обучение новшества, применяют геймификацию, разрабатывают онлайн-курсы. Но все эти трендовые подходы применяют в основном к традиционному формату обучения.
Дело в том, что такой подход недостаточно гибкий в условиях стремительно меняющегося мира, считает автор концепции. Пора осознать, что обучаемся мы не только в рамках разработанных курсов. Понимание этого позволит специалистам по обучению и развитию персонала помочь сотрудникам получить знания более качественно, сосредоточившись на выявлении потребностей организации и отдельных сотрудников.
Главное переосмысление, которое может произойти в связи с концепцией 70:20:10, это осознание, что получение знаний в процессе работы невозможно контролировать, поскольку обучением руководит сам сотрудник.
Чтобы понять, насколько отличается концепция 70:20:10 от традиционных подходов, вспомним, какие форматы обучения считаются традиционными.
Классически существуют следующие форматы обучения:
Очное обучение. Классический формат, проверенный временем и признанный как самый эффективный. Предполагает обучение в группе, ценится за новые живые знакомства, атмосферу здорового соперничества, возможность проявить себя и получить максимально яркие впечатления от занятий.
Очное обучение подойдет тем, кто:
Не подходит всем, кто:
Очно-заочное обучение. Сочетает в себе классическое очное обучение и самоподготовку. Хорошо подходит занятым людям, которые не могут себе позволить тратить бизнес-время на обучение и готовы учиться самостоятельно в свободное от основной деятельности время. Возникающие вопросы можно задать при очных консультациях и на очных занятиях.
Подходит тем, кто:
Не подойдет тем, кто:
Дистанционное обучение. Чаще всего это одиночные вебинары и/или программы онлайн-обучения.
Формат, благодаря использованию современных технологий, с одной стороны успешно заменяет очное обучение, с другой – значительно расширяет его возможности. Основные преимущества – экономия средств на дорогу, возможность обучаться из любой точки мира.
Подходит тем, кто:
Не подходит тем, кто:
Открытое обучение. Открытое обучение может быть очным или онлайн. Суть – в самостоятельном выборе темпа обучения. Вы сами выбираете график посещения тех или иных занятий, на занятиях присутствуют представители разных групп, занятия могут проходить в аудитории или онлайн. Считается, что этот формат более эффективный, чем очное обучение. Наверное, играет роль личное решение и мотивация. Если человека никто не обязывает, но он приходит, наверняка, им движет сильная мотивация.
Подходит тем, кто:
Не подойдет тем, кто:
Индивидуальное обучение. Относится к классическому очному обучению, адаптированному лично под обучаемого. Оптимально подходит людям, которые предпочитают получать только необходимые знания и в комфортных условиях. Нет необходимости подстраиваться под темп группы – преподаватель подстраивается под обучаемого.
Подходит тем, кто:
Не подойдет тем, кто:
Стандартные методы широко используются и активно развиваются. Концепция 70:20:10 не отрицает их, но обращает внимание на то, что мы учимся не только во время онлайн-мероприятий, с индивидуальным тренером или на живых мастер-классах. Мы учимся постоянно в процессе своей основной деятельности, только для управления этим процессом мы не нуждаемся в дополнительной помощи – мы сами им управляем.
Это подтверждают результаты исследований, представленных на лондонской выставке LEARNING TECHNOLOGY, которую директор по развитию ManGO! Games Олег Косчинский посетил в феврале текущего, 2020-го года. Непрерывное обучение без отрыва от работы, социализация и персонализация – то, что становится устойчивым трендом в обучении персонала.
Вероятно, прежде чем планировать внешнее обучение, к нему нужно начать относиться как к расширению опыта, который должен увязаться с текущими знаниями и навыками. Кроме того, прежде чем решать вопросы обучения сотрудников, используя внешнее обучение, важно убедиться, что у них достаточно условий для обучения на рабочих местах, которое согласно концепции 70:20:10 занимает порядка 90% от всего обучения работающего человека. Концепция как минимум стоит того, чтобы о ней задуматься.