«Это не вебинар» – часто такую фразу произносит бизнес-тренер на наших онлайн-тренингах. Значит ли это что вебинары отжили свое?
Наша команда всегда одним из ключевых факторов эффективности обучения считала вовлеченность. Задайте себе вопрос: если на вебинар придет 100 человек, многие ли из них получат возможность проявить себя? Чаще всего практически никто и в лучшем случае человек 10. Арифметика проста: всего 10% в лучшем случае будут относительно вовлечены в процесс. Такой показатель снижает пользу от мероприятия в разы – слишком малы шансы удержать и развить собравшихся.
Исключением будут случаи, когда у собравшихся есть очень высокий, часто связанный с материальной выгодой, интерес к теме, тема уникальна и очень актуальна в конкретный момент, а участники сверхлояльны. Такое тоже бывает, поэтому заключение, что вебинары неактуальны как формат, было бы некорректным.
Многие признаются, что во время вебинара позволяют себе заниматься домашней работой, делать параллельно другие задачи, время от времени отвлекаться. В этом основной минус вебинара: даже если тема важная, очень легко пропустить ключевые моменты, без которых картина будет неполной.
Перед каждым обучающим мероприятием обязательно ставятся задачи. Если их несколько, они должны быть взаимосвязаны. Само собой, каждая цель должна быть проверяемой. О том, как «подружить» между собой все образовательные цели одного мероприятия, в 50-х годах прошлого столетия задумался профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум.
Суть его теории в том, что все цели должны подчиняться определенной иерархии, учитывающей все уровни человеческого мышления, на которых должны базироваться задачи обучения. Блум считал, что цели обучения должны охватывать ключевые мыслительные процессы:
Задачи по запоминанию начинаются глаголами запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и подобных.
Задачи по пониманию – это задачи, в которых нужно объяснить, описать, определить, обсудить, сформировать, проиллюстрировать, продемонстрировать.
Чтобы научиться применять, выполняют задачи на решение, планирование, объяснение, изображение, экспериментирование, тренировку, использование, обучение, демонстрацию процесса.
Задачи на анализ начинаются глаголами «исследовать», «сравнивать», «анализировать» и подобными. Это задачи, в которых мы противопоставляем, разделяем, интерпретируем, группируем, отбираем, классифицируем.
Выполняя задачи на синтез, мы составляем, сочиняем, соединяем, конструируем, воображаем, формулируем, строим и изобретаем.
Задачи на оценку предполагают самостоятельную интеллектуальную деятельность с целью заключения, одобрения, рекомендации, критики или выводов.
Нетрудно заметить, что вебинары не включают в себя все эти задачи, поэтому представляют собой только одну из составляющих определенного учебного процесса, предполагая, что участники не ограничиваются вебинаром при изучении определенной темы, а до и после вебинара выполняют различные задачи, осваивая эту тему.
Для того же, чтобы учесть в одном учебном мероприятии все типы задач, и, соответственно, обеспечить получение знаний и навыков уже в ходе мероприятия, необходим другой, менее пассивный формат, который имеет больше возможностей по решению перечисленных выше задач.
Вебинары активно используются с целью дать участникам информацию, в которой они нуждаются. К примеру, информацию о продуктах. Участники внимательно слушают спикера, чтобы получить знания. Для такой цели вебинар – идеальный формат. Однако все процессы, начиная от запоминания знаний и заканчивая их применением и оценкой, обеспечиваются участником самостоятельно или в рамках других обучающих мероприятий.
В ManGO! Games активно использовался этот формат по назначению, часто с интерактивными элементами. Обучать же навыкам наша команда предпочитала в очном формате. Однако ситуация с карантином поставила перед всеми ограничение – только онлайн-формат. Заменить очные тренинги вебинарами было бы ошибкой, поскольку цель тренинга – не только озвучить информацию и не только дать знания, но прежде всего обучить навыкам. Для внедрения и развития навыков формат вебинара мало подходит.
Можно ли научиться плавать, слушая о том, как это делается? Можно ли научиться играть в футбол с помощью одной только теории, даже идеально представленной, или с помощью демонстрации отличной игры? Ответ понятен – нет, нужна практика. Формат вебинара не предполагает практики. Вебинар успешно решает другие задачи. Чтобы получить навык, нужны тренировки, нужно выполнять упражнения и получать обратную связь.
Вопросы для размышлений:
В связи с этим даже не ищут строгую замену вебинарам, а рассматривают концепцию корпоративного обучения «70:20:10». Это более широкий взгляд на обучение, предусматривающий не серию обучающих мероприятий, а непрерывный обучающий процесс. Для каждой учебной задачи – свое соотношение форматов: часть практики приобретается на тренинге, часть – в нетворкинге и в совместной работе, еще часть – в индивидуальной работе и в ходе текущих задач. Пример – здесь.
Самый популярный, и вполне оправдано, тренд в корпоративном обучении – это концепция непрерывного обучения (Life-long learning). В рамках проекта «3 самых полезных антикризисных навыка» для Kimberly-Clark мы поняли, что обеспечивается эта концепция за счет смешанного и многоканального обучения.
В ходе образовательного онлайн-проекта для Kimberly-Clark участники использовали для получения знаний и проработки новых навыков самые разные форматы, включая постоянное ассистирование организаторами. Виртуальные классы, командные задания, индивидуальные задания, чаты, телеграм-канал, обратная связь – участники в каждый момент чувствовали поддержку команды, обеспечивающей обучение.
А как же с теорией? Она необходима. Есть материал, который важно прослушать. Но для этого не обязательно проводить вебинар, требующий выделения времени в конкретный день и час. В ManGO! Games давно нашли решение: теория выносится за рамки синхронного обучения. Видеолекция отправляется участникам за несколько дней до тренинга, они ее осваивают самостоятельно, а вопросы, затронутые в ролике, выносятся на обсуждение во время онлайн-встречи.