Раньше считалось, что игра – это основная деятельность детей, позволяющая им познавать мир и учиться взаимодействовать с окружением. Сегодня взрослым тоже нужно познавать меняющийся мир, и лучше всего это делать в формате старой доброй игры.
Игра – это пространство выбора, заданное правилами, которые выбраны и приняты игроками.
Невозможно играть в игру по чужим правилам, это уже манипуляция, невозможно играть без правил – обязательно должны быть условности и ограничения, в рамках которых действуют участники.
Игра помогает выбирать и учиться делать выбор в заданных условиях.
По большому счету, все, что упорядоченно обеспечивает наше взаимодействие с другими людьми, – игра. Мы делаем выбор, взаимодействуя между собой, находясь в рамках определенных правил, в составлении которых мы в какой-то мере принимали участие. Правила есть в стране, на работе, в семье, игровые моменты тоже могут присутствовать везде, только в разной степени. Степень условностей и ограничений в игре называется игрофицированностью, а процесс изменения игрофицированности называется игрофикацией.
Правила, роли, сюжет, игровая цель и другие условности или ограничения, задающие пространство игры, – все это игровые элементы.
Совокупность игровых элементов для игры называют игровым набором. Игровой набор позволяет провести игру и не привязан к конкретным людям.
Игры помогают решить множество реальных практических задач. Те, кто занимается использованием игр для решения различных бизнес-задач, задач обучения и развития, называются игропрактиками, а сам процесс называют игропрактикой.
Игропрактика включает в себя три основных направления:
Они отличаются друг от друга основным способом игрофикации пространства.
В игротехнике пространство выбора создается в виде независимого локального пространства, полностью состоящего из игровых элементов.
Это знакомые нам всем деловые игры. Для проведения деловой игры все предыдущие процессы останавливаются, все неигровые элементы заменяются на игровые. Участники получают роли, перед ними ставится цель, им озвучивают сюжет и предлагают правила. Участники полностью погружаются в игрофицированное пространство, игнорируя все неигровые контексты.
По окончанию игры участники полностью выходят из игрофицированного пространства выбора и возвращаются к неигровым контекстам и процессам.
Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в неигровой контекст (неигровую ситуацию). Участники не выбирают всю ситуацию, но соглашаются принять некоторые условности и ограничения как дополнительные ее элементы, повышая игрофицированность всей ситуации. Скучная рутинная работа дополняется соревнованием, и вот уже участники включены в геймификацию – делают ту же работу, но более вовлеченно и стремясь к достижению не только основной, но и игровой цели. В результате эффективность основной деятельности повышается, а основная цель достигается быстрее. В этом задача и основная сложность геймификации: если она будет внедрена неграмотно, участники могут начать достигать игровой цели в ущерб основной.
Если игротехника – это создание игровой ситуации и игровой цели, геймификация – это дублирование цели, то игроформация достигает неигровой цели, полностью заменяя неигровые элементы игровыми, после чего они становятся частью неигровой ситуации. Игровые элементы выбираются самими участниками и их сущность не меняется. Примеры – разметка рабочего пространства, правила общения между сотрудниками, правила принятия решений, система мотивации. Игроформация пересоздает пространство самими участниками.
Таким образом, игротехника – это создание полностью игровой ситуации, при геймификации в неигровую ситуацию включаются игровые элементы, а игроформация превращает неигровую ситуацию в игровую.
Грани между этими тремя направлениями игропрактики размыты, и все их, как и саму игропрактику, чаще всего называют геймификацией, что вполне объяснимо, если учесть, что суть геймификации – включение игровых элементов в неигровые.
Каждый человек стремится достичь результатов. Работа для людей может быть местом, где они отсиживаются, чтобы заработать деньги для своих целей, а может стать пространством, внутри которого можно реализовать себя и достичь важных для себя целей. Работодатели заинтересованы, чтобы люди вовлекались и работали с интересом, чтобы их цели были связаны с работой, а работа приносила удовольствие, была желанной и любимой.
Для этого работодатели используют различные методы и приемы, повышающие вовлеченность и интерес к работе.
Один из самых эффективных методов – геймификация. Грамотно внедренная геймификация помогает решать поставленные перед ней задачи – сотрудники вовлекаются, работают не только ради зарплаты, становятся эффективнее, развиваются, помогают друг другу, в целом повышая эффективность всей компании.
Геймификация стала основным бизнес-инструментом повышения вовлеченности. В основном в рамках геймификации используют один из основных ее приемов – соревнование. Участники процесса получают правила, роли, миссии, получают поощрения за достижения, зарабатывая себе баллы, очки, получая статусы и бонусы.
Основные цели геймификации:
Приемы геймификации применяются во многих сферах жизни. В школе нам ставили оценки – это элемент геймификации. Это по сути те же баллы за достижения, та же соревновательная система, которая внедряется на предприятиях для повышения вовлеченности сотрудников в процесс. Есть множество приложений для обучения иностранных языков в игровой форме в виде многоуровневой игры с системой рейтингов. В соцсетях использована геймификация, благодаря которой мы «не вылазим оттуда». Появились фитнес-браслеты, которые позволяют ставить цели и достигать их.
Основные принципы геймификации:
Деловые игры учитывают те же принципы и используют приемы геймификации – баллы, уровни, статусы, рейтинги, бейджи, виртуальную валюту.
Баллы позволяют вести счет, определять вознаграждение, оценивать прогресс, подводить итоги по результатам. Бейджи наглядно демонстрируют достижения, подчеркивают важность, олицетворяют статус, создают атмосферу. Рейтинги обеспечивают соревновательный момент, определяют проигрыши и выигрыши.
Деловые игры используются для достижения конкретных бизнес-целей: командообразование, умение добиваться результатов, способность распределять ресурсы и управлять изменениями, выявление лидеров, определение проблем. Деловые игры – пример игротехники.
Компании используют внутреннюю и внешнюю геймификацию – внутри коллектива и с привлечением клиентов.
Внутренняя повышает производительность, укрепляет командный дух, развивает корпоративную культуру и стимулирует инновационную деятельность.
Внешняя геймификация привлекает клиентов и строит с ними определенные отношения, повышая лояльность к компании и взращивая армию фанатов бренда. Nike выпускает приложения, привлекая людей к спорту, Макдональдс внедряет различные идеи для получения преимущества перед другими ресторанами быстрого питания – подарки детям, приобретение билетов с возможностью выиграть приз.
Иногда внутри компании устанавливают совершенно новые правила, которые сами по себе мотивируют, вовлекают и повышают продуктивность. Примеры – метод организации рабочего пространства 5S, система коучинга, культура обратной связи. Это примеры игроформации.
Команда ManGO! Games известна на рынке корпоративного обучения, развития персонала и геймификации. У нас свой проверенный подход к решению основных задач, связанных с повышением эффективности компании за счет работы с персоналом. Мы уверены, что основная ценность любой компании – люди. Их развитие приводит компанию к успеху.
Мы умеем превратить развитие сотрудников в увлекательную игру, ведь только в игре мотивация и вовлеченность – на максимуме!
Геймификация ManGO! Games – это:
Деловые игры как отдельный продукт нацелены на развитие бизнес-компетенций. Вы можете ознакомиться с каталогом деловых игр, предусмотренных для очного и онлайн форматов. Заполнив простую форму, можно сразу получить на свой электронный адрес каталог в pdf-формате с полным перечнем развиваемых компетенций. Наши деловые игры – это коробочные версии, при необходимости адаптируемые под клиента. Каждая игра разработана так, чтобы дать конкретный результат в типичной ситуации. Каждая компания особенна, поэтому большинство проведенных нами игр были адаптированы под конкретную ситуацию, что помогло повысить эффект.
Мы разрабатываем обучающие программы, которые обеспечивают высокую вовлеченность именно благодаря внедрению элементов геймификации и вплетенным в программы деловым играм.
Наша команда также проводит тренинги, тимбилдинги, фасилитации, обязательно используя в них элементы геймификации, что обеспечивает мотивацию, позволяет проверять и оценивать знания, повышает вовлеченность.
Мы знаем, как гармонично подключить геймификацию на каждом этапе обучения и развития сотрудников и формирования корпоративной культуры.
Все наши услуги доступны в очном и онлайн форматах.
В прошлом месяце наша компания получила приятное признание – мы заняли 4-е место среди российских компаний, предлагающих услуги геймификации в бизнесе. Таким оказался результат нашего участия во Всероссийском рейтинге провайдеров услуг в сфере управления персоналом HR-tv.ru.
В рамках рейтинга выбирались топ-компании по обучению и развитию, по оценке и подбору персонала, по HR-консалтингу, автоматизации HR-процессов и по геймификации. Рейтинг был составлен HR-tv.ru (компания WOW GROUP) на основе анкетирования и дистанционного опроса представителей 300 российских компаний в период с 01 сентября 2021 года по 15 сентября 2021 года.
Мы попали в ТОП-10 компаний по геймификации и оказались четвертыми в списке.
Спасибо всем, кто проявил к нам доверие и дал высокие оценки! Это взаимно!