Методы дизайн-мышления впервые выдвинул лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон. Обратили на них внимание в бизнесе только через 30 лет и появились эти идеи в контексте бизнес-инноваций.
Это произошло тогда, когда появилась потребность в «экономике впечатлений». Появилась необходимость в поиске идей по преодолению конкуренции на рынке с огромным разнообразием практически одинаковых товаров. Стало важно лучше понимать, как происходит принятие решений в сознании потребителей, что они ищут и что для них важно, что им удобно и чего они ждут от рынка. Причем важно было понять не то, что они сами считают решением, а найти ответ, какое решение могло бы стать для них открытием – чем-то, чего раньше не было, но без чего теперь они больше не представляли бы себе своей жизни. Иными словами, найти инновационные решения. Такие непростые задачи брало на себя дизайн-мышление.
В наших компаниях дизайн-мышление применяется непросто. Наблюдаем крайности: одни думают, что дизайн-мышление станет решением всех проблем, другие – что это что-то несерьезное. Оба подходы неверны.
Возможно, это потому, что в России пока нет достаточного разнообразия обучения этому подходу. Случаются также услуги неопытных фасилитаторов, что отбивает охоту продолжать пробовать новый подход.
А стоит ли пробовать? Как узнать, стоит ли внедрять новый подход? Эксперты советуют пробовать, причем, подчеркивают, что дизайн-мышление может быть уместным в любой отрасли. Применять его можно для разных целей и задач. Каждая компания может выбрать сама для себя, с чего начать. Примеры? В «Сбере» с помощью этого метода адаптируют новых сотрудников, а в «Пятерочке» исследуют путь покупателя. Правда, не всегда этот подход уместен.
100% дизайн-мышление пригодится:
Дизайн-мышление лучше не применять:
Как применять дизайн-мышление – читайте в нашем блоге.