Блог
08.02.21

Инструменты для дизайн-мышления

Как применять метод дизайн-мышления? Предлагаем десять техник, которые можно использовать для поиска путей роста и работы над инновациями.
Инструменты для дизайн-мышления | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Инструменты для дизайн-мышления | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Дизайн-мышление – это подход к инновациям, ориентированный на человека, совмещающий потребности людей, возможности технологий и требования к успеху бизнеса.

Многие не понимают сути дизайн-мышления, многие критикуют этот подход и называют выдумкой и бредом, но это распространенный подход, о котором много говорят, поэтому мы не можем пройти мимо и будем разбираться, в чем непонимание и противоречия, как применять метод и какие конкретно техники использовать.

О дизайн-мышлении мы уже писали, но это было описание концепции, публиковали рекомендации по дизайн-мышлению, но это был пример конкретного опыта. Сейчас поговорим о том, в чем источник критики и как начать использовать приемы дизайн-мышления.

В чем особенность дизайн-мышления

Многим кажется непривычным, что процесс, который раньше использовался только для создания чего-то осязаемого, начали применять для создания идей и стратегий. Мало того, многие не поняли, о чем речь, и посчитали, что все разговоры о дизайн-мышлении – это пустота, ничего конкретного не создающая. Это можно понять, ведь всю свою историю люди действительно связывали понятие «дизайн» с созданием чего-то вещественного или хотя бы наглядного.

И это не все сложности с пониманием сути дизайн-мышления:

  • Дизайн может быть связан с созданием того, что нельзя ни увидеть, ни пощупать.
  • Дизайн можно создавать вместе с пользователем.
  • Пользователь участвует в поиске идей, не зная о том, что невольно становится содизайнером.

Это основные особенности дизайн-мышления, в связи с которыми метод непрост для осознания. Дизайн-мышление – это способ мышления, благодаря которому создаются продукты мыслительного процесса.

Как люди пришли к этому? В середине прошлого века началось активное исследование в направлении искусственного интеллекта и обучения. Нужно было понять, как люди обучаются и как решают различные задачи. Это привело Герберта Саймона к теории ограниченной рациональности. Исследователи поняли, что люди часто нерациональны, а решение задач часто представляет собой креативный и веселый процесс. В рамках теории были также определены принципы креативности – поощрение любых идей, отсутствие критики, предпочтение количеству, а не качеству, группирование идей. Алекс Осборн, автор метода мозгового штурма, изучая креатив, пришел к тому, что в ходе поиска креативных идей нелогичные ассоциации должны поощряться, а не исключаться. Так и начало зарождаться дизайн-мышление.

Многие исследователи приходили примерно к одним и тем же выводам. Психолог Эдвард де Боно (автор метода 6 шляп) считал процесс поиска новых идей управляемым хаосом. Сейчас проводят тренинги для руководителей, чтобы научить их организации такого процесса. В каждом из существующих подходов поиска инновационных решений «создаются вещи, которые еще не существуют». Вещь, которую создают методом дизайн-мышления, может быть физическим объектом, системой документов или организационной структурой.

Процесс разработки новых объектов представляет собой процесс принятия решений. Решения принимаются одно за другим, исследование задачи может вестись по-разному – с упором на логику и аналитику, или на латеральное мышление. Тут полезными будут навыки фасилитации и эмоционального лидерства, которые поддаются освоению и всегда будут полезным в системе корпоративного обучения.

Исследование задачи в дизайн-мышлении – это совмещение логичного (линейного) мышления и нелогичного (непоследовательного) исследования, а также возможность дизайнера переключаться между разными образами мышления часто и свободно. Этому помогают деловые игры на работе – в ходе выполнения основной работы и в процессе обсуждения.

Характеристики дизайн-мышления – создание вещей на грубом уровне точности, проведение тестирования с живыми людьми, учет результатов тестирования и продолжение попыток совершенствования создаваемого объекта, добиваясь лучшего баланса между создаваемым предметом и людьми, которые будут им пользоваться. Это требует комбинации эмпатии, исследования, создания прототипов и тестирования решения. Это дизайн, поскольку происходит создание объекта, и это мышление, поскольку представляет собой интеллектуальное исследование.

В дизайн-мышлении дизайн – это не просто создание артефактов, это и способ познания мира. Дизайн-мышление рассматривают как гуманитарную науку, поскольку цель процесса – не просто создание востребованного объекта, а исследование способов удовлетворения текущих потребностей людей. Не будет ошибкой сказать, что дизайн-мышлением занимались исследователи еще задолго до того, как это начало так называться.

Этапы дизайн-мышления

В структуру дизайн-мышления включают такие этапы:

  • Эмпатия. Ставим себя на место потенциального потребителя, мыслим, как он, пытаемся понять, что ему нужно и что для него будет удобным.
  • Фокусировка. Обрабатываем полученную информацию, отбираем самые приоритетные для клиента направления.
  • Генерация идей. Обычно это выработка нестандартных идей в процессе мозгового штурма, фасилитации, к которым привлекают сотрудников с разным опытом из разных отделов, чтобы получить разностороннюю оценку вариантов.
  • Выбор решения. Среди множества идей выбирается самая реалистичная и ожидаемая для потребителей версия.
  • Прототипирование. Разработка упрощенной версии продукта с основными функциями, которые решают все потребности клиентов. Прототип помогает понять, в том ли направлении движется команда по созданию продукта, и отказаться от продолжения на раннем этапе создания.
  • Тестирование прототипов. Решение относительно продолжения разработки принимается после тестирования прототипа. Тестирование происходит на протяжении всего пути создания прототипа и продукта.

Стадии могут повторяться, процесс проходит итерационно.

Инструменты для исследования в процессе дизайн-мышления

Визуализация

Визуализация – это использование образов для образного мышления. Речь не о рисовании, а о том, чтобы создавать образы. Подойдет использование лего или онлайн доски, создание изображений, графиков или фигурок – главное изобразить идеи образами. Невербальное мышление помогает в раскрепощении другой части мозга и более эффективном его использовании.

Картографирование путешествия

Метод исследования, предполагающий отслеживание «путешествия» клиента при его знакомстве с компанией и ее продуктами, использовании ее услуг. В этом пути особо важно фиксировать эмоциональные события клиента, как позитивные, так и негативные. Метод позволяет выявить потребности клиента, которые сам он не может выразить, часто не отдает себе отчет в том, что именно приводит его к тому или иному эмоциональному состоянию, что именно создает неудобства или доставляет радость.

Картографирование мыслей

Можно фиксировать не только путь взаимодействия клиента и компании, но и ход размышлений. Метод помогает определить связи между центральной идеей и другими элементами и идеями, а также связи сопутствующих идей между собой. Такие карты позволяют создавать, классифицировать и структурировать идеи, искать шаблоны и скрытые закономерности, и таким образом определять ключевые критерии дизайна.

Анализ ценностной цепочки

Прием используется для изучения взаимодействия компании с партнерами и клиентами для повышения ценности в пределах ценностной цепочки, а также для поиска возможностей и намерений партнеров. Инструмент можно использовать в формате игры в команде и различных командных сессий.

Быстрая разработка концепции

Подход помогает генерировать гипотезы о новых возможностях, анализировать реалистичность которых можно в ходе составления концепции.

Тестирование предложений

Определяются измеримые предположения, на которых базируется привлекательность новой бизнес-идеи, определяются способы оценивания предположений и проводятся эксперименты для тестирования идей: сначала мысленные, потом практические. Новые концепции проходят четыре теста:

  • Наличие ценности.
  • Реализация.
  • Масштабы применения.
  • Пригодность.

Модели прототипирования

Это возможность создавать абстрактные новые идеи, которые можно презентовать участникам процесса поиска лучших решений. Упрощают понимание новой идеи раскадровка, пользовательские сценарии, визуализация концепций. Такой подход позволяет вовлечь в обсуждение большее количество людей и обеспечить их высокую вовлеченность, что в свою очередь позволяет собрать качественную обратную связь в достаточном объеме.

Сотворчество с клиентом

Сюда входят приемы, позволяющие привлекать клиента к созданию новых идей таким образом, чтобы процесс был интересен и выгоден всем сторонам.

Пилот

Инструмент позволяет создавать предложения, представляющие реальную ценность на рынке. Вместо того, чтобы полноценно выводить новый продукт на рынок, проводится недорогой точечный эксперимент по внедрению новинки для сбора необходимых данных. Больше о тестировании идей.

Сторителлинг

Рассказывание историй бывает эффективнее, чем выдвижение сложных для восприятия утверждений. Это тоже способ визуализации – способ облачить идеи в такой вид, в котором они становятся нагляднее. Истории могут сопровождаться визуальным, аудио или видеорядом.

Критика дизайн-мышления

Некоторые компании и команды подхватили идею, а некоторые поддали ее критике. Давайте разберемся, за что критикуют.

Прежде всего за сложность теории. Дизайн-мышление – это глубокая наука, требующая погружения, а не просто формального применения инструментов. Выше уже обращалось внимание на то, что дизайн-мышление – это даже не способ создавать продукты для продажи, это прежде всего погружение в нужды потребителя.

Простого решения нет. Несмотря на большое количество тренингов и курсов по дизайн-мышлению, настоящий подход глубже. Дизайн-мышление – это особый способ мышления, который не приобретается мгновенно после прочтения статьи о пяти шагах успеха с гарантированным результатом. Но вы можете постепенно, даже читая этот материал, начать задумываться о том, как понять своего клиента, развивать в себе сочувствие и понимание другого человека, и, соответственно, шаг за шагом приближаться к философии дизайн-мышления.

Если не провести достаточное погружение, дизайн-мышление может привести к поверхностным выводам по поводу понимания нужд бизнеса. Если вместо учета требований к мозговому штурму, изложенных основоположником метода Алексом Осборном, проводятся мероприятия, которые только так называются, если вместо методического понимания идей Саймона о том, как работает мозг человека, проводится поверхностное тестирование по типу «хватать-ломать», то можно получить только имитацию дизайн-мышления, которая, конечно, будет заслуживать критики.

Критикуют также дизайн-мышление за оторванность от жизни. Студенты академических программ, глубоко освоившие дизайн-мышление, умеют только размышлять о дизайне, а не создавать дизайн конкретных вещей. Изучение дизайн-мышления действительно не связано напрямую с приобретением практических навыков по созданию вещей. Цель дизайн-мышления – улучшить социальные условия людей, а не попасть на обложку «Форбса».

Закажите полный каталог игр ManGO! Games