Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Ценностная цепочка (value chain) – это последовательность действий компании, нацеленных на создание ценных для потребителей товаров и услуг.
Анализ ценностной цепочки позволяет определить не только текущую ситуацию компании, но пути ее улучшения. Многие компании обучают персонал, как ставить и достигать целей, но не учат, как анализировать текущее состояние дел, от которого зависит, куда двигаться и какими должны быть ближайшие цели. Помогаем исправить ситуацию – давайте разберемся, как анализ ценностной цепочки может стать полезным способом определения текущего состояния компании.
Как понять, чем отличаются между собой компании одной и той же отрасли? Возможно, понимание этого даст ответ на вопрос, почему потребитель часто выбирает не вашу компанию? Как минимум, можно попробовать сделать такой анализ, построив ценностную цепочку.
Для анализа нужно:
Как выглядит ценностная цепочка?
В сети можно найти примеры ценностных цепочек, вот один из них, это упрощенный вариант. Ниже – вариант, который считается классикой – схема ценностной цепочки М. Портера.
Ценностная цепочка включает в себя такие основные виды деятельности:
К вспомогательной деятельности, которая тоже входит в ценностную цепочку, относят административные функции компании, управление персоналом, развитие и материально-техническое обеспечение основной деятельности.
Сначала нужно составить ценностную цепочку своей компании, после чего необходимо провести анализ ценностей цепочки.
Анализ уместно проводить в формате фасилитации или мозгового штурма. Это обеспечит вовлеченность персонала в процесс. На страницах блога мы не раз описывали различные техники фасилитации, а также описывали, как провести мозговой штурм и какие есть виды мозгового штурма. Грамотно организованный процесс даст больше пользы и сэкономит время.
При необходимости можно обучиться техникам или принять решение доверять проведение важных обсуждений и фасилитацию стратегических сессий профессиональным фасилитаторам.
В ходе анализа по каждому звену цепи нужно определить:
Цепь можно рассмотреть и под другим углом, разбив ее на лицевую часть, обратную и внутреннюю.
На лицевой (передней) части будет распределение продукции, которое включает в себя стратегию отношений с дистрибьюторами и ценовую политику. Передняя часть цепи подлежит корректировке за счет внутренней части.
Внутренняя часть включает в себя производство продукции, с которым связаны совершенствование технологий, оптимизация процессов, квалификации – все это подчиняется стратегии перераспределения издержек, которую в компании полезно разработать.
Задняя часть цепочки включает в себя снабжение. Это стратегия по отношениям с поставщиками, объему и качеству поставок. Эту часть тоже можно корректировать за счет внутренней части.
Как это учитывать? Если проблемы возникают на начальной, задней, части цепочки, компании необходимо:
Если недостаточно эффективна передняя часть цепи:
Ценностную цепочку следует рассматривать как систему, в которой существуют связи, влияющие на общую эффективность.
Анализ звеньев цепи и взаимосвязей между ними может привести к различным решениям, например:
Издержки можно исключить или снизить за счет:
Если учесть, что ценностная цепочка отдельно взятой компании пересекается с ценностной цепочкой поставщика и других задействованных сторон, станет понятно, что ценностные цепочки компаний формируют одну ценностную систему отрасли.
В поисках лучших комбинаций ценностной цепочки, компаниям важно заботиться о собственной гибкости и неуязвимости.
Стратегическая неуязвимость оценивается по степени концентрации продаж и прибылей. Сколько продаж обеспечило компании планируемую прибыль? Одна крупная? Две-три и то за счет постоянных клиентов? В таком случае можно сказать, что компания уязвима. Необходимо думать, как организовать ценностную цепочку так, чтобы продажи были разными и поступали из разных каналов. Тогда если станет невозможным один, компания не встретится с кризисом.
Важно также проанализировать каналы продвижения. Сколько их? Все заказы поступают только от рекламы определенного вида? Что произойдет, если этот канал закроется? Для неуязвимости и гибкости необходимо постоянно экспериментировать с новыми каналами продвижения и сбыта, постоянно работать над привлечением потенциальных клиентов и удержанием текущих.
Анализ стратегической гибкости включает в себя:
Для повышения гибкости и неуязвимости компании нужно научиться не только вычислять показатели уровня нестабильности и собственную гибкость, но и укреплять свои позиции. Если результаты окажутся неутешительными – стоит провести обучение по управлению рисками. Мало кто учитывает, что эти важные в наше время навыки способны сделать компанию более гибкой и неуязвимой, а в ряде случаев даже спасти ее.