Блог
20.06.20

Как оценить эффективность социального обучения

Результаты исследований свидетельствуют о том, что почти половина крупнейших компаний не поддерживает и не практикует социальное обучение, потому что оно не поддерживается организационной культурой. Однако исследования также говорят о том, что эффективнее те компании, которые социальное обучение поддерживают и развивают. Они же и более конкурентоспособны.

Поговорим о том, как оценивают эффективность социального обучения компании, использующие СО.
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

Пытаетесь повысить KPI онлайн-тренинга?
Определите типы участников и ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К КАЖДОМУ!

Скачать тест-карту бесплатно
Как оценить эффективность социального обучения | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Как оценить эффективность социального обучения | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

О значении социального обучения мы писали ранее, мы также поднимали вопрос о том, насколько оно эффективнее и в каких случаях применимо по сравнению с традиционным корпоративным образованием: мастер-классы, тренинги.

Скорее всего, тренинги по управлению и приобретению профессиональных навыков никогда не утратят своей актуальности, но поскольку социальное обучение начинает занимать свое место в структуре корпоративного образования, необходимо уметь оценивать его эффективность.

Метрики оценки социального обучения

Чаще всего измеряют частоту обращений к определенным обучающим материалам. Таким образом производят оценку использования социального обучения 37% компаний, поддерживающих социальное обучение.

28% оценивают активности в образовательных онлайн-сообществах, 24% определяют популярность пользовательского контента.

23% связывают социальное обучение с бизнес-целями и KPI, а 21% оценивают разнообразие типов пользовательского контента.

Пользовательский контент – это информация, созданная самими пользователями для обучения друг друга. Такой контент может включать текст, видео, презентации, лонгриды, опросы, галереи.

Измеряется также частота обновления и использования контента. 20% компаний замеряют частоту обновления контента, а также частоту использования тех или иных инструментов социальных медиа.

20% обращают внимание на поведенческие особенности пользователей, которые делятся контентом.

16% проводят опросы удовлетворенности сотрудников использованием социального обучения. В 12% анализируется связь социального обучения с индивидуальными целями.

Таким образом, измерять можно не только эффективность тренингов по управлению и по другим профессиональным навыкам, но и социальное обучение, хотя оно и является малоконтролируемым.

Сейчас на тренингах по управлению персоналом и по корпоративному обучению все чаще можно услышать о роли социальных сетей в образовании сотрудников.

Социальные медиа и сети позволяют фасилитировать социальное взаимодействие и коммуникацию. К ним относят блоги, форумы, соцсети, агрегаторы обучающего контента, коллаборативные платформы.

Необходимость взаимодействовать значительно возросла, когда много компаний ушло на удаленную работу. Активно используются игры для удаленных сотрудников, обсуждаются идеи, организуется стихийное совместное обучение, конкурсы и марафоны на совместных площадках. 

Социальные медиа и сети используются в обучении:

  • Для поддержки обучения внутри отдельных групп.
  • Для обучения в пределах всей организации.
  • В качестве компонента формальных образовательных программ.

В соцсетях организуют групповую работу, взаимодействие по тем или иным проектам, обмен знаниями и файлами, коммуникации по вопросам организационных инициатив, коллаборации.

Политика компаний по использованию пользовательского контента в социальном обучении

Политика разных компаний по отношению к социальному образованию разная. Разное и отношение к пользовательскому контенту у тех компаний, которые социальное обучение поддерживают и практикуют.

71% компаний стимулируют сотрудников делиться контентом, 42% компаний разрабатывают для сотрудников инструкции, как создавать контент и делиться им, 34% располагают формальными политиками, определяющими доступный для использования пользовательский контент, в 29% компаний существует контроль и мониторинг пользовательского контента, а в 28% пользовательский контент курируют и архивируют.

17% компаний награждают сотрудников, которые регулярно делятся контентом, 17% формально отслеживают пользовательский контент, и только 7% компаний не позволяют работникам делиться контентом.

Для обучения некоторые компании сами создают обучающие сообщества, в которых сотрудники взаимодействуют, обмениваются мнениями, идеями, собственным контентом. Это может быть корпоративный блог, форум, внутренний портал.

Обучающие сообщества могут быть:

  • Открытыми (для всех сотрудников) и закрытыми (для отдельных групп, например, для топ-менеджмента).
  • Тематическими (вокруг профессиональной или другой темы).
  • Программными (привязанными к той или иной обучающей программе).
  • Сообщества практиков для обмена лучшими практиками.
  • Сообщества знаний, которые необходимы для создания новых курсов и организации доступа к ним.

Готовые платформы для создания обучающего сообщества

Обучающие сообщества можно построить на готовых платформах, например, Coursmos. Это решение, которое подходит для корпоративного использования, для использования в школах, университетах. Любой пользователь может записать и выложить на платформу собственный курс, если ему есть чем поделиться. Это могут быть лайфхаки по эффективности или тренинги по управлению, для широкой или закрытой аудитории. Курс более 3-х минут будет платным. Премодерации нет.

Корпоративный аналог Coursmos – платформа Ericsson. Сотрудники компании могут размещать на площадке видео в специальном интерфейсе. Это может быть полезная обучающая информация, собственный опыт, обращение за помощью. Премодерации нет. Курсы рейтингуются участниками с помощью привычных лайков, комментариев, репостов.

Сообщество Workplace делится на:

  • общее (для всех),
  • экспертное,
  • для выпускников корпоративного университета.

Сообщество создано компанией Данон и используется платно на корпоративной основе различными компаниями. Совсем недавно сообщество объявило, что будет бесплатным для госслужащих и экстренных служб. Общий раздел посвящен самым разным темам, которые могут быть полезными в корпоративной жизни – лидерство, менеджмент, персональная эффективность, управление проектами, управление изменениями и много других актуальных тем. Профессиональный раздел посвящен функциональным экспертизам. Здесь сотрудники делятся лучшими практиками, включая опыт других производственных предприятий.

Корпоративный университет Сбербанка и его социально-образовательная платформа InSberra. Платформа позволяет каждому сотруднику создавать собственный курс, используя инструменты конструирования и размещения материалов (видео, презентации, тексты, лонгриды). Существует система верификации и сохранения знаний (информационный блокчейн).

Платформа позволяет создавать различные сообщества разного уровня для социального обучения, позволяет монетизировать собственный курс, с использованием геймификации выявлять лидеров в создании новых знаний и распространении лучших практик. Платформа присваивает уровни Практик, Эксперт, Гуру.

СУЗИ, Газпром нефть, - это система управления знаниями и инновациями. Включает в себя сообщество практиков, обучающие курсы, профили сотрудников, базу знаний и банк идей.

В профиле накапливается внутренняя игровая валюта каждого сотрудника. База знаний представляет собой вики-страницы. А банк идей – это сообщения в форуме и блоге.

Бизнес-тренинги и обучающие программы ManGO! Games
Наш подход - синергия игр, тренингов и коробочных решений!
Нужна эффективная программа обучения?
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных