В статье:
Скорость, похоже, становится основной характеристикой нашего времени. Все происходит слишком стремительно и это не может не влиять на нас с вами. Слишком много информации, слишком быстрый темп, постоянная необходимость быстро адаптироваться и развивать свою антихрупкость, постоянная адаптация к непрерывным изменениям – все это не позволяет останавливаться и глубоко осмысливать происходящее, приходится лишь поверхностно знакомиться с поступающей информацией и учитывать ее при принятии решений.
Быстрее и легче всего – получать информацию с экрана, поэтому вполне естественно и логично развитие видеоконтента и микрообучения, упрощение и отсекание всего второстепенного. Это меняет наше мышление, превращая его в поверхностное, «клиповое».
При слове «клип» у многих возникает ассоциация с музыкальным клипом – пятиминутным роликом из нарезок различных образов. В английском языке это слово имеет немного другое значение, но его тоже можно перевести как «видеоряд» – по-английски это слово означает «вырезки из газет или фильмов».
Все эти ассоциации не далеки и от самой сути клипового мышления: самые основные моменты, кратко, не углубляясь – только чтобы получить общую картину. Человек воспринимает окружающий мир как череду картинок, не утруждаясь связыванием происходящего между собой.
Картинка сменяет картинку, явление происходит за явлением, а почему происходит так или иначе, возможны ли варианты и как предсказать, ускорить, предупредить ближайшие события – думать некогда. Трудно представить, как такое восприятие мира поможет обществу, бизнесу, отдельному человеку расти и развиваться. Клиповое мышление уже сейчас называют глобальной трансформацией человеческой природы и основной проблемой будущего.
Возможно, мы излишне «нагнетаем», преувеличиваем опасность клипового мышления для человечества, видим проблему там, где ее на самом деле нет? Давайте подумаем о клиповом мышлении не «клипово», а анализируя и опираясь на данные экспериментов.
В конце 90-х в одном из московских вузов был проведен эксперимент: участникам была предложена одна и та же история в разных подачах – в словесном описании и видеороликом. Те, кто просмотрел видеоролик, продемонстрировали уровень понимания ситуации в шесть раз выше. Объяснение автор эксперимента сделал следующее: видеоконтент дает готовое решение, а если быть более точным, то всего лишь его иллюзию.
Рассуждать, подключать логику, тяжелее. «Думать больно», – часто говорит бизнес-тренер команды ManGO! Games Олег Косчинский, разрабатывая все новые и новые способы вовлечь в дискуссии участников обучающих онлайн-программ, адаптируя деловые игры под онлайн-формат. Мы живем в огромном информационном поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Мы ленимся думать, сопоставлять, анализировать. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Мы переключаем внимание на новые и новые образы, подобно тому, как щелкаем пультом, прыгая по каналам телевизора.
Производители информации в большинстве своем не стремятся заставить людей думать, наоборот, научились учитывать особенности мышления современных людей и вкладывают большие средства в разработку более простого контента с укороченными фразами и слабыми логическими связями. Клиповое мышление вполне удобно для рекламы и коммерции. Реклама вызывает эмоции, не заставляет осмысливать информацию, взывая к «низшим» чувствам людей.
Российский философ К.Г. Фрумкин в 2010 году назвал пять основных причин появления клипового мышления:
Несмотря на то что многие СМИ представляют клиповое мышление как опасность и социальную проблему, оно более сложно и разнородно, чем может показаться. У него есть как отрицательные, так и положительные стороны.
Клиповое мышление – это приобретенное качество, которое появилось как реакция на изменения в окружающей среде. Оно позволяет человеку адаптироваться к бешенным скоростям и постоянным переменам.
Разберемся, в чем суть клипового мышления. Прежде всего это скорость обработки данных, визуальное восприятие, трудности с длительным удержанием внимания, с восприятием однородной информации или большой порции материала без перерыва. Для ManGO! Games это не вчерашнее открытие. Занимаясь обучением, мы поняли, что для эффективности процесса просто необходимо учитывать слабости обучаемых – так называемые «5 грехов», которые как раз и связаны с «клиповостью» мышления. Люди ленятся анализировать и воспринимать хоть немного скучную информацию, людям хочется развлечений и легкого потребления сложного материала. Если это не учитывать, знания и навыки просто не дойдут до адресата.
Клиповое мышление – противоположность понятийному мышлению (по Выготскому), которое предполагает аналитический обзор получаемой информации. Человек, обладающий понятийным типом мышления, изучает получаемые порции информации досконально, тратя на это больше времени. Такого человека называют «человеком книг». Этим людям трудно в мире постоянных изменений, их решения могут запоздать, а сами они неспособны справляться с многозадачностью.
Человеку необходимо учиться жить в условиях, в которых он находится. С этой точки зрения клиповое мышление играет защитную функцию – оберегает нас от информационных нагрузок. На это обращает внимание психолог С. Ю. Ключников, который в своей книге основным показателем «мастерства жизни» назвал защищенность.
Человек с клиповым мышлением не готов воспринимать много скучной информации и согласен только на краткую и четкую. Иначе он не успел бы потребить необходимый объем данных. Однако это вовсе не значит, что полученную информацию не следует обдумывать. Не стоит перепрыгивать к новой порции знаний, едва притронувшись к предыдущей. Команда ManGO! Games, обучая сотрудников своих клиентов, отвечает не только за процесс передачи знаний, но и за качество усвоения, новые навыки, повышение эффективности обученных сотрудников, поэтому поверхностное обучение, которое тут же выветривается, – не наш вариант.
Как мы учитываем клиповое мышление и при этом обеспечиваем качество? Мы стремимся дать информацию максимально кратко, просто и понятно, чтобы сэкономить время на понимание услышанного, зато очень важно выделить достаточно времени на осмысление понятого и применение полученных знаний на практике. Это требует времени, но не обязательно проведенного у экрана.
Думать – это работа, в которой нужно постоянно совершенствоваться. Не нужно читать горы текста, среди которого большая часть – вода, не нужно сидеть в обучающей программе по 24 часа в сутки, но важно получить качественный обучающий контент и, благодаря грамотно организованному процессу, качественно проработать полученные знания. Поэтому мы не рекомендуем планировать больше двух тренинговых дней подряд и более двух часов синхронного обучения, а между синхронными занятиями рекомендуем паузы для осмысления, практики, домашних заданий, деловых игр, работы в группе. Даже синхронное занятие на 70% должно состоять из осмысления, обсуждения и практических задач.
Вспомним слова Л.Н. Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».
Клиповое мышление помогает быстро запоминать информацию, микрообучение дает возможность учесть эту особенность мышления и подавать материал маленькими порциями. При этом грамотно организованный материал не должен быть пустым, он должен содержать определенные «маркеры» для запоминания, не давая при этом уже готового общего понимания – его нужно находить в размышлениях, работе в группе, в ходе рабочего процесса.
Люди с клиповым мышлением – не роботы с короткой памятью, им просто не нужно разжевывать информацию, они способны ее «ловить на ходу», быстро «раскладывая по нужным полкам». Эти люди многозадачны, способны мгновенно реагировать на новую информацию и переключаться «между каналами». Они быстрее настраиваются на смену задач и одновременное их выполнение. Они действительно умеют делать несколько дел одновременно и все качественно – им несложно одновременно говорить по скайпу, делать отчет, слушать музыку и контролировать еще какой-то процесс. Правда, есть обратная сторона медали – рассеянность и чрезмерная активность.
Есть критики клипового мышления, но есть и критики этих критиков, которые считают, что и наука в определенной мере поверхностна, ведь как бы мы глубоко ни копали, есть утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. А люди с клиповым мышлением просто уходят от глубины и используют для своих целей поверхностные факты, экономя время.
Люди, «напичканные» одними только фактами, все же способны анализировать, и достаточно гибки, особенно если это темы, которыми они интересуются. Если при принятии решений используется фасилитация, они способны найти много вариантов за достаточно короткое время, провести качественный анализ и ранжирование идей, не затягивая процесс.
Клиповое мышление не опирается на контекст и не учитывает связи между явлениями. Таким образом, у человека с клиповым мышлением все же отсутствует общая картина происходящего. От ошибок его уберечь может работа в группе, которая приобретает для такого человека особый смысл. Важно также не допускать раздробленности сознания, учиться концентрировать внимание, анализировать простые вещи, которые на первый взгляд кажутся очевидными.
Самый простой способ избавиться от негативного влияния клипового мышления – читать и анализировать полученную информацию, рефлексировать и не только решать проблемы, но и исследовать их, не только получать результат, но и оценивать его.
Подведем итоги. Воспринимать короткую информацию – не страшно, отказываться от скучной информации и выбирать простую и понятную с минимальным количеством текста – разумно. Однако важно тренировать свое внимание, размышлять, анализировать полученную информацию. Если воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание расслабится, станет рассеянным, усваивать информацию будет все сложнее.
Обучая, не забывайте, что важно не просто «отчитать» курс, не просто дать готовую информацию без потребности думать, а вовлечь, вызвать живое желание и привычку анализировать, познавать и делать открытия. Если вам нужно именно такое обучение ваших сотрудников – обращайтесь к команде ManGO! Games, мы именно на этом и специализируемся! Мы стремимся облегчить процесс приема информации, но не упрощать работу мозга!