Несмотря на последние события, нельзя сказать, что неопределенность – что-то новое в бизнес-мире. Некоторые сферы живут в неопределенности уже достаточно давно и научились с ней функционировать и процветать.
Основное, что важно в неопределенности – гибкие адаптивные системы, способные эффективно реагировать на изменения среды. За счет чего можно это получить? Достаточно ориентироваться на три основные направления: игровые технологии, массовые открытые онлайн-курсы и достижения нейронауки.
Когда мы рассматривали связь нейродостижений с учебой, мы отмечали, что важные открытия смогут повысить эффективность обучения. Особенно это ко времени в условиях растущей нестабильности, в связи с чем необходимо постоянно меняться, переучиваться и перестраиваться. Какими должны быть деловые тренинги, чтобы сотрудники были готовы работать во все новой и новой внешней среде, какие форматы будут самыми эффективными и что нужно учесть, чтобы существующие формы обучения давали результат выше и быстрее?
Достижения нейробиологов уже сейчас дают ответы на вопросы, как обучать эффективнее. Уже сейчас известно, что корпоративное обучение и тренинги намного эффективнее, если включать в обучение игровые технологии. Деловые игры способствуют более быстрому обучению и помогают развивать корпоративную культуру, что крайне важно в период перемен – это придает смысл и удерживает мотивацию.
Некоторые компании активно внедряют в корпоративное обучение персонала достижения нейронауки, например, Volvo, SABMiller. У компаний, которые понимают закономерности работы мозга и с их учетом обучают персонал, больше шансов на создание новых бизнес-моделей и эффективного решения возникающих проблем.
Иногда открытия нейронауки критикуют, но чаще всего в случаях, если нейроученые доказывают эффективность подходов, которые уже вышли из трендов. Так, к примеру, произошло с принципом обучения «70-20-10», который нейроспециалисты признали эффективным, но которым уже перестали интересоваться в силу других открытий и тенденций.
Важным для расширения знаний об обучении стало открытие зеркальных нейронов, которые объяснили механизмы эмпатии и дали понимание, как мы обучаемся на опыте других людей.
Некоторые открытия нейронауки меняют наше представление об обучении кардинальным образом. К примеру, нейропластичность предполагает самоизменение мозга в процессе мышления. Эта оптимистичная теория вселяет уверенность в неограниченной готовности мозга к адаптации, а значит – к постоянным переменам. Это мотивирует к развитию и широким возможностям не только обучения школьников, но и корпоративного обучения сотрудников разных возрастов.
Мы уже выяснили, почему очные и дистанционные игры для компании повышают эффективность бизнеса. Они способствуют быстрому обучению и развивают внутрикорпоративную среду. Геймификация с точки зрения постоянных перемен – это возможность учиться чаще и больше, поскольку игра затягивает, превращая обучение в азартное мероприятие. Таким образом, геймификация в обучении персонала позволяет повысить мотивацию и дать больше знаний и навыков.
Еще больше материала будет освоено, еще больше знаний получено – это внушает оптимизм, и многие компании в связи с этим уже задумываются о том, как продуцировать большие объемы учебных материалов, успевать создавать интересные тренинги для персонала, чтобы успевать за меняющимся миром.
Революцией в системе обучения стали МООК-и – массовые открытые онлайн-курсы. Это стало реальностью – бесплатные лекции профессоров ведущих мировых вузов. Теперь они доступны каждому желающему. Но если рассматривать их не только как инструмент личного развития, но и как звено корпоративного обучения, они могут стать ответом на вопросы поиска качественного контента и создания обучающих курсов. Готовые курсы от лучших из лучших могут стать полноценными курсами или качественным дополнением к существующим корпоративным курсам.
МООК-платформы активно создаются, что позволяет использовать уже готовый контент для создания собственных курсов. Их много, и они продолжают создаваться. В одном из наших материалов (здесь в бонусной части) мы давали перечень таких платформ, здесь еще одна из подборок.
При изменении курса компании, можно «собрать» новые курсы из МООК-лекций довольно быстро. Но важно помнить, что сами по себе МООК-и не решают задачи корпоративного обучения – они представляют собой огромную библиотеку, которую можно грамотно использовать, в чем могут помочь профессиональные бизнес-тренеры.
Создание гибких и адаптивных систем обучения – путь к управлению неопределенностью, который нужно начинать уже сейчас.