Блог
02.04.21

Лидер в цифровом мире

Цифровизация предприятия способна изменить конкурентную среду, но для ее грамотного внедрения понадобятся лидерские качества и проактивное управление. Какие требования к лидеру в новом цифровом мире? Разбираемся.
Лидер в цифровом мире | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Лидер в цифровом мире | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации

Мы много говорим о цифровизации, иногда занимаясь цифровизацией ради цифровизации и забывая ее основные преимущества и основное предназначение. Это:

  • Улучшение качества обслуживания клиентов.
  • Повышение производственной эффективности.

Чтобы получить эти преимущества и воспользоваться ими, необходимы цифровые лидеры и упреждающий стиль руководства.

Основной фактор успеха цифровой трансформации – люди

Вы думаете, что секрет успеха в приобретенных навыках и купленных цифровых продуктах? Многие пришли к выводу, что в основе успеха – люди, отношения между ними, уровень доверия и комфорта в коллективе, и только после этого навыки, технологии, процессы.

«Правильные» люди, верные своей компании, лидеры на своем месте смогут найти правильные решения и справятся с цифровой трансформацией и повышением эффективности за счет цифровых технологий.

Таких людей называют цифровыми лидерами. Они запускают цифровые проекты, используют для бизнес-процессов цифровые программы, переводят компанию в конкурентный режим, предусматривающий использование цифровых технологий.

Цифровые технологии имеют определенную особенность: поверхностное их внедрение не дает эффекта и может даже вредить успеху компании. Где найти лидеров, которые справятся и проведут цифровую трансформацию грамотно?

Оптимальная кадровая стратегия

Где искать цифровых лидеров? Вариантов немного:

  • Привлекать из стартапов.
  • Искать на рынке труда.
  • Взращивать в компании.

На рынке можно найти хороших лидеров, но смогут ли цифровые лидеры, которые всегда прогрессивны и инновационны, прижиться в вашей корпоративной среде, и сможет ли компания оплатить их услуги и обеспечить командой, оптимальной для успеха?

Цифровой лидер – это прежде всего креативный человек, открытый для инноваций, который способен генерировать или внедрять идеи. Люди, способные и генерировать, и внедрять, обычно строят собственный бизнес. Остальных нужно обеспечить благодатной средой для получения от цифровой трансформации ожидаемого эффекта.

Выгоднее всего для компании – развивать собственных цифровых лидеров. В каждой компании есть талантливые лидеры, ориентированные на цифровые технологии, которые готовы взять на себя процесс цифровой трансформации всей организации. Облегчит их задачу общая цифровая грамотность в компании, для чего достаточно обеспечить сотрудников регулярным и качественным цифровым образованием.

Как определить цифрового лидера

Где искать и как определять цифрового лидера?

Цифровое лидерство не ограничивается стандартным набором лидерских качеств – ответственность, ораторские способности, способность убеждать, ставить цели, объединять, вдохновлять, мотивировать, действовать проактивно.

От цифровых лидеров ждут способности быстро обучаться на практике, экспериментировать, проявлять любопытство и сообразительность, развивать инновационные идеи и уметь справляться с возникающими трудностями. Если назвать эти качества кратко, то получим:

  • Способность к обучению.
  • Способность решать проблемы.
  • Способность проводить активные преобразования.

Скорей всего, самой эффективной окажется гибридная кадровая политика: в ряде случаев стоит развивать собственных лидеров, а для определенных должностей уместнее будет привлекать сторонних специалистов.

Цифровыми лидерами не рождаются. Цифровые лидеры обладают большим количеством знаний о цифровом мире, в котором чувствуют себя как рыбы в воде, постоянно пробуют и используют новые цифровые возможности, неустанно ускоряются и демонстрируют непревзойденные навыки межличностного общения. Их основные профессиональные навыки – на стыке цифровых технологий и маркетинга.

Как происходит цифровая трансформация

Цифровая трансформация компании начинается с видения. Именно способность составить видение компании в условиях конкурентной среды – основное, что требуется от цифрового лидера на ранних стадиях цифровой трансформации.

Сильный цифровой лидер видит дальше пределов отрасли. Цифровые лидеры могут увлекаться чем угодно, поэтому и аудитория у них самая разная. Они не просто понимают, что такое контент-маркетинг, соцсети, брендинг, но используют это в своей профессиональной и культурной жизни. Цифровой лидер общается с цифровым маркетологом на одном языке.

Трансформация компаний в цифровой мир проходит поэтапно:

  • Диагностика ситуации. В процессе трансформации может оказаться, что нет стратегии, есть только общие фразы. Надо понять, какие цели и видение у основателей, поддерживает ли это видение коллектив.
  • Соотнесение целей ситуации на рынке. Это нужно, чтобы понять, насколько уместна трансформация и насколько реально достижение целей.
  • Осознание, что никто не внедрит новые практики, кроме вас самих. Можно получить консультации, составить план внедрения, но невозможно будет остаться в стороне от процесса.
  • Следование намеченному пути, занимаясь одновременно и процессами, и культурой компании. 
  • Постоянное развитие. Это бесконечный процесс.

Чем особенны цифровые лидеры

Что делает цифровых лидеров такими?

Они любознательны и все поддают сомнению. Они не уверены в жизнеспособности отживающих себя старых бизнес-процессов и ищут им замену, изучая опыт клиентов, ища инновационные решении их болевых точек.

Они коллаборативны. Методологи трактуют коллаборативность как способность интегрироваться, которая предполагает способность мыслить критически, предлагать работающие идеи и решения в команде единомышленников. Сегодня цифровое сотрудничество – обязательная составляющая успеха. Команда единомышленников может выходить далеко за пределы компании, в которой работает цифровой лидер. Для достижения цели он способен объединяться с другими специалистами и командами, не ограничиваясь имеющимися ресурсами.

Они открыты к экспериментам. Эксперимент – это всегда риск. Даже если учтешь все, может постигнуть неудача. Цифровые лидеры способны взять на себя ответственность за любой исход и понимают, что результат эксперимента может оказаться неудачным, зато в случае удачи компания может получить успешный продукт. И она его получит, если не стоять на месте, а пробовать и учитывать результаты проведенных экспериментов.

Цифровые лидеры креативны. Это основная составляющая успеха. Креативность заключается в способности посмотреть на привычное под другим углом, соединить обычные вещи по-новому. Цифровые лидеры пробуют, экспериментируют, вдохновляют и создают творческую атмосферу.

Навыки нетворкинга. Цифровой лидер активно налаживает отношения, привлекает партнеров и собирает информацию о тех, с кем можно объединяться для достижения совместных бизнес-целей. Такой подход позволяет изучать лучшие практики, взаимно обмениваться ценной информацией, разрабатывать и поддерживать коммерческую экосистему компании. Большинство лидеров строят эффективные и надежные деловые связи после конференций и деловых мероприятий.

Сверханалитические способности. Цифровой лидер не просто понимает аналитику, но и умеет читать «между строк». Он строит гипотезы и идеи, которые постоянно проверяет, используя доступную аналитику. Это помогает ему принимать взвешенные решения. Сегодня в помощь руководителю предлагается огромное количество различной аналитики, поэтому среди компетенций цифрового лидера полезной будет также способность подбирать оптимальные инструменты анализа.

Новые организационные практики

Цифровые лидеры меняют модели управления. Используемые подходы – гибкие методологии, проектный подход, бирюзовые ценности, холакратия, гетерархия, работа командами – меняют социальный контракт между бизнесом и сотрудником. Подобные изменения неизбежны при цифровой трансформации компании.

Гибкие методологии, кстати, активно применяются в российских компаниях уже около 10 лет, причем, не только в частном секторе, но и в государственном.

Меняется и подход к лидерству. Цифровой лидер – не классический лидер, который еще и в цифровых технологиях разбирается, это лидер новой эры, который иначе смотрит на бизнес. Прежде всего это понимание команды и распределения ролей. Нет идеального лидера, есть идеальное сочетание сил в команде. Лидерство – это не «иду, куда хочу», а «вместе идем осуществлять общую идею, за осуществление которой я отвечаю».

Цифровой лидер осознает, что сильные стороны для одной цели могут стать слабыми для другой. В разных ситуациях нужны разные лидеры и лидерами могут выступать даже те, кто не похож на лидера в классическом понимании. Цифровое лидерства многогранно.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных