Блог
27.02.21

Могут ли онлайн-тренинги и онлайн-обсуждения быть продуктивными?

Во время пандемии многие команды начали встречаться в онлайне, рассматривая это как временную меру. Однако, онлайн-встречи, онлайн-обсуждения, онлайн-тренинги и онлайн деловые игры – необходимый формат не только в карантин, им пользуются при работе с распределенными командами, при взаимодействии в транснациональных компаниях, во время коротких и длительных рабочих поездок.

Получается, встречаться онлайн придется в любом случае – и при карантинах, когда нет возможности собираться в офисе, и при офлайн-активности с частыми поездками в разные города и страны.

Онлайн-формат – наша неизбежная реальность. Поговорим о том, как сделать онлайн-встречи эффективными.
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К КАЖДОМУ!
Как определить тип участников онлайн-тренинга и что делать?

Скачать тест-карту бесплатно
Могут ли онлайн-тренинги и онлайн-обсуждения быть продуктивными? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Могут ли онлайн-тренинги и онлайн-обсуждения быть продуктивными? | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Вместо флипчарта – онлайн доска, вместо столиков для обсуждения в мини-группах – Zoom-комнаты. Мы в цифровом мире. Как достигать эффективности от онлайн-мероприятий, независимо от того, что это – мозговые штурмы в удаленном режиме, онлайн-тренинги, ежедневные статус-митинги или деловые игры. Уже прошло немало времени, чтобы сделать выводы и собрать коллекцию ошибок и лайфхаков по повышению эффективности онлайн-мероприятий.

Рабочие совещания – пустая трата времени?

Давайте не будем обманывать себя: рабочие совещания и в офлайне далеко не всегда были полезными и продуктивными. В онлайне существующие проблемы только усугубились. Если верить исследованиям Harvard Business Review, топ-менеджеры около 65% своего времени тратят на совещания и встречи, для которых или в ходе которых они собирают различную статистику о прогрессе и результатах. Однако исследования говорят и о том, что участники таких встреч не получают от них ожидаемого эффекта и считают совещания пустой тратой времени.

Обратите внимание, речь идет о любых встречах, не только онлайн! Похоже, с эффективностью встреч проблема существовала давно. Мы, ManGO! Games, как никто другой знаем о такой ситуации, ведь среди наших задач – помогать клиентам повышать качество их обсуждений внутри компании. Для этого мы проводим тренинги, деловые игры, разрабатываем различные обучающие и развивающие программы, меняющие отношение к взаимодействию между сотрудниками и формирующие навыки конструктивного поиска решений.

Причины «пустой траты времени» на рабочих встречах глубже, чем может показаться. Это и доверие в команде, и культура обратной связи, и коммуникационные навыки. Все недоработки в онлайн-формате проявляются более остро, чем в офлайне, а совершенствоваться нужно все теми же методами, только и они теперь в онлайне – тимбилдинги, тренинги, работа в команде, деловые игры.

Может взять готовые тренинги и перевести их в онлайн?

Однозначно, это не работает. Мы уже не раз говорили о том, что прямой перевод любого очного мероприятия в онлайн будет неудачным, но давайте рассмотрим причины. Многие честно признались, что столкнулись с трудностями. Рассматриваем, почему не получилось?

1. Перевести в онлайн практические упражнения непросто. Если уж переводить очный тренинг в онлайн – то по логике нужно переводить все, что включает в себя тренинг. Тренинги – это теория и практика. Поскольку практику облачить в онлайн-формат – задача не из простых, в онлайн иногда переносят только теорию, не укоротив ее, а даже наоборот, дополнив. Кто-то решил дать еще больше теории, кто-то в форме лекции рассказал, какие упражнения можно выполнить. И то, и другое превратило тренинг в скучную лекцию, а в онлайне людям скучно просто сидеть и слушать.

Что получилось в результате? Люди не смогли понять, в чем дело, и тренер получил обратную связь с критикой самой темы. Тренинг скучный, информации вроде много, но непонятно, как ее использовать. Хорошо, если тренер сумел услышать суть претензии – не показано, как теорию применять на практике. Но кто-то мог начать работать над содержанием – давать больше интересных фактов, словесных иллюстраций, не понимая, что проблема – слишком много теории и отсутствие практики. Видимо, онлайн-тренинги должны включать в себя практику, причем, в онлайне это в разы критичнее, чем в очном формате.

2. Интересная лекция в онлайне становится скучной. Хорошо, а что с лекциями? В очном формате есть лекции, которые с удовольствием посещают. А что, если не с удовольствием? Наш бизнес-тренер Георгий Ковалев обратил внимание на одну любопытную деталь – когда переход в онлайн был не критичным, но желательным, далеко не каждый тренер и лектор соглашался пробовать себя в онлайне – боялись проверки качества онлайном. Люди не уходят с лекции, потому что боятся, потому что так не принято, потому что рядом начальник. Создается иллюзия посещаемости и интереса, особенно если речь идет о корпоративном обучении, обязательном для определенных групп сотрудников.

В онлайне не перед кем притворяться и некого бояться: если скучно – люди переключаются на свои дела. Об этом наблюдении вы можете почитать в нашей статье «Успех онлайн-обучения без учета специфики – как динозавр на улице: либо встретишь, либо нет».

Как только тренер начинает говорить не то, что напрямую касается людей, или не прямо о них – люди скучают и переключаются на другие занятия. Так считает бизнес-тренер Георгий Ковалев. И в этой фразе можно найти ответ на вопрос «Что делать?» Говорите людям о том, что им нужно именно сейчас!

Как не потерять внимание людей – ответы дает наш бизнес-тренер Олег Косчинский, рассказывая о «5 грехах в онлайне». Прежде всего принять как данность то, что людям по умолчанию неинтересно, и работать над этим, а не принуждать их, превращая в заложников ситуации.

Тренеры, которые боялись пробовать себя в онлайне раньше, теперь вынуждены переходить в онлайн и допускают стандартную ошибку – боятся узнать правду, поработать с обратной связью, не учитывают необходимость работать над качеством контента и подачи. Это важно учесть при подготовке теоретической части онлайн-тренинга.

3. В тренинге главное – что учащийся сделает сам. Суть тренинга – научить. Главное – не что обучаемый прослушает, а что в результате он научится делать сам. Это важно помнить. Даже если ваш контент станет увлекательным и ваших зрителей от экрана за уши не оттянешь, важно, чтобы они не просто послушали и помечтали, а чтобы начали что-то делать и достигли результатов, чтобы после тренинга смогли сами делать то, чего раньше не умели. И здесь кроется главный челлендж для бизнес-тренеров. Как они это сделают, чем будут мотивировать и как вовлекут их в процесс в такой степени, чтобы обучаемый начал что-то создавать в условиях, когда он по сути находится один у экрана.

Подведем итоги:

  • Ошибка 1 – просто пытаться переложить в онлайн-формат очный тренинг.
  • Ошибка 2 – отказаться при этом от поиска форматов для практических занятий, просто заменив их теорией.
  • И, наконец, ошибка 3 – выходить в онлайн со скучной теорией.

Сюда же стоит добавить еще одну важнейшую составляющую формулы успешного онлайн-тренинга – игнорирование значения командной работы. Силу командной работы трудно переоценить. В онлайне командная работа так же важна, как и в очном формате.

Простой путь не получится – так что делать?

Что же делать после того, как придет осознание, что простой путь не пройдет? Ответы напрашиваются сами: повышать качество теории, давать больше практики, найти способ сделать все это в онлайне.

Легко сказать, но напрашивается фраза из известной песни: «но что конкретно»? Что конкретно нужно сделать, чтобы успешно обустроиться в онлайне? Наверное, читать наш блог, изучать наши кейсы и посещать открытые мероприятия, где мы делимся своим опытом, пройти курсы цифровых тренеров, а также искать свои пути и учиться у других, у многих, собирая свою собственную формулу успеха.

Формула эффективности ManGO! Games заключается в «смешанном обучении» и рациональном распределении и использовании времени синхронных занятий. Смешанное обучение предполагает вынесение теории «за рамки» синхронных онлайн-тренингов. Студентам предлагают изучить ее самостоятельно. Учет всех требований к подаче информации помогает обучающим заинтересоваться курсом, справиться с освоением материала, с нетерпением ждать синхронного занятия, подготовив вопросы преподавателю. Интересный материал будет осваиваться легче, поэтому мы используем видеоформат, принципы микрообучения, работаем над картинкой, стремимся задействовать все органы чувств, склоняем студента к размышлениям, учитывая особенности клипового мышления.

Таким образом, обычно студент «приходит» на онлайн-тренинг уже подготовленным и заинтригованным. Поскольку ManGO! Games специализируется на деловых играх, то в курс может также включаться игра, которая тоже вовлекает участников в обучающий процесс. В онлайн-тренинге также может использоваться геймификация в том или ином виде.

Сами синхронные онлайн-тренинги длятся не более чем 1,5 – 2 часа (принцип голливудского фильма), чтобы не утомить участников, и включают минимум теории. Основное время отведено практическим занятиям, обсуждениям, разборам выполненных работ. Для этого используется онлайн доска для совместной работы, практикуется деление на группы в Zoom, применяются голосования, опросы, мини-игры, погружающие в атмосферу видеоролики. Наш подход и наши решения описаны в статье «Подготовка и проведение деловой игры или тренинга онлайн в ManGO! Games».

Советы по подготовке и проведению онлайн-тренингов и онлайн-обсуждений

Бывает, для достойного результата хватает всего-то мелочи. Прислушайтесь к советам от тренеров, возможно, в них найдете тот секрет, который поможет вам перейти на более высокий уровень результативности:

  • Проектируйте онлайн-тренинг «от результата»: сначала определяйте результат – потом пути его достижения.
  • Осознайте сами важность каждой рабочей встречи, не только очной.
  • Придерживайтесь единой структуры и единых правил во всех однотипных онлайн-совещаниях или онлайн-тренингах. Так вы сэкономите энергию, участникам не придется тратить время на освоение новых правил.
  • Используйте игры, разминки, там, где уместно и необходимо. Подборку можно взять здесь или в библиотеке. Игры, шутки, разминки перед или в ходе онлайн-тренинга избавят участников от неловкости, повысят или сохранят вовлеченность, растопят лед между участниками.
  • Уже выработалось правило в цифровых обсуждениях: мультизадачность – признак неуважения к собеседникам и их времени. Не отвлекайтесь во время онлайн-встречи на всплывающие сообщения, членов семьи, любимого кота или вкусную еду. 

 

Бизнес-тренинги и обучающие программы ManGO! Games
Наш подход - синергия игр, тренингов и коробочных решений!
Нужна эффективная программа обучения?
Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных