Блог
01.02.21

Основные этапы рабочей части фасилитации

Задача фасилитатора – подобрать оптимальный вид и тип сессии, а также грамотно выстроить процесс. Именно о процессе пойдет речь в нашем материале. Из чего состоит основная часть фасилитации – в которой разворачиваются выбранные фасилитатором техники, происходит обсуждение, формируются решения?
Рекомендуем
Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

7 нот фасилитатора. Краткий путеводитель
Скачать бесплатно
Основные этапы рабочей части фасилитации | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию
Основные этапы рабочей части фасилитации | ManGO! Games: заказать командную сессию, деловую игру, фасилитацию

Фасилитация, как и другие мероприятия, состоит из подготовки, открытия, рабочей части и завершения. Рассмотрим самую интересную, основную, часть фасилитации и ее этапы.

Фокусировка группы

Сначала фасилитатору необходимо установить маршрут, по которому отправятся собравшиеся. Участникам важно не отходить от выбранного курса.

Фасилитатору нужно на протяжении всей сессии напоминать группе о целях, ради которых все собрались, а также показывать, насколько группа приблизилась к цели. Для этого фасилитатор подводит промежуточные итоги, дает инструкции, что делать дальше, контролирует время различных активностей участников. Если группа отклоняется от темы фасилитации, фасилитатор возвращает участников назад к теме, при этом сторонние вопросы не теряет – фиксирует их для следующих обсуждений.

Фиксация полученных результатов

Результаты работы или обсуждения обязательно фиксируются фасилитатором. Все сказанное, найденное, открытое и добытое мгновенно становится достоянием всей группы.

Фиксирование результатов фасилитации – важная составляющая мотивации и продвижения группы дальше к цели. Как это происходит? Фиксировать результаты можно разными способами.

Например, фасилитатор записывает мысли на карточках или флипчарте. Это может делать и один из участников под руководством фасилитатора.

Есть еще способ: участники записывают (фиксируют) свои мысли и идеи на карточках и вывешивают на модерационных досках.

При записывании чьих-то мыслей важно придерживаться правила: нужно записать максимально близко к сказанному, а если хотите сделать уточнение – попросите автора уточнить.

Для визуализации готовят заранее специальные графические шаблоны, которые заполняют по ходу фасилитации.

Визуализация дискуссии позволяет дать всем единое понимание текущего состояния дискуссии и держать внимание участников, дает возможность собравшимся в любой момент обратиться к написанному, а не искать услышанное в памяти. Визуальные картинки служат якорями, которые не дают забыть важные моменты и ход обсуждения.

Сбор данных и мнений

Этот этап предполагает поиск индивидуальных мнений по теме, поиск значимых для каждого из участников аспектов.

На этом этапе фасилитации задача фасилитатора вовлечь каждого в обсуждение и постараться получить от каждого как можно больше информации. В идеале каждый должен поделиться всем, что у него есть по данной теме.

Чем выше качество каждого вклада, тем выше будет групповая производительность. Полнота и качество вклада каждого в итоге влияет на качество совместного группового решения.

Есть разные техники сбора информации: это разные типы вопросов, мозговые штурмы, сбор личных мнений с использованием модерационных карт, группировка и ранжирование мнений по важности.

Создание консенсуса 

Фасилитатору предстоит создать процесс, способный привести к консенсусу. Консенсус – это не компромисс, при котором кто-то отстоял свой интерес и все вынужденно соглашаются, а общее решение, при котором все согласны согласиться. Проверкой может быть внутреннее утверждение «я могу с этим жить, я поддерживаю это».

На сессию люди приходят со своими взглядами на обсуждаемый вопрос. Это разные взгляды, включая полярные. Фасилитатору важно создать процесс и условия, чтобы люди могли не фокусироваться на том, чтобы высказать свою точку зрения, объяснить ее или убедить в ней, а были открыты выслушать других участников.

Фасилитация – это процесс осознания, что стоит за каждым мнением, какие у других участников точки зрения, и почему. Важно чтобы люди начали слышать друг друга, услышали аргументы, проанализировали альтернативы, пересмотрели свои решения, предложили более подходящие решения для всех.

Фасилитатору отведена задача контролировать процесс достижения консенсуса. Если при обсуждении возникает спор и обсуждение становится эмоциональным, фасилитатор вмешивается и использует техники, которые возвращают участников в русло спокойного обсуждения с пониманием и желанием помочь без обид и обвинений. Так он помогает группе быстрее достичь согласия.

Для помощи фасилитатор использует следующие подходы:

  • Выявляет момент согласия.
  • Перефразирует мнения, подчеркивая не расхождения, а общее.
  • Изучает цели отдельных собравшихся.
  • Подталкивает участников поразмышлять, исходя из идей других участников.
  • Проверяет качество (истинность) достигнутого консенсуса. Важно понять, не является ли он ложным, конформистским, не остались ли несогласные.
  • Управляет динамикой группы.

Важно справляться с индивидуальными проявлениями и интересами участников и внутригрупповыми процессами.

Задача фасилитатора – справляться с неконструктивным поведением всей группы или отдельных ее участников. К такому поведению можно отнести проявление недовольства процессом, темой, чьими-то высказываниями, различные факторы, не относящиеся к сессии.

Фасилитатору нужно своевременно выявить такое поведение, быстро и четко разрешить ситуацию, а лучше – осознанно предотвращать деструктив.

Фасилитатору важно держать процесс обсуждения конструктивным, максимально удобным для сосредоточенности группы и продвижения к решению вопросов. Для этого используются техники вмешательства, вовлечения деструктивных и неактивных участников и превращение их в активных. 

Поддержка энергии

Еще одна важная задача фасилитатора – поддерживать высокую энергию по время мероприятия. Энергия заряжает и вовлекает участников. Фасилитатор задает темп и ритм сессии. Чтобы поддерживать энергию, проводятся командообразующие упражнения, ведется работа в малых группах, в парах. Чтобы поддерживать энергию, стоит избегать утомительных монологов, презентаций, затяжных творческих самостоятельных упражнений.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных