Эффективность групповой работы

Как сегодня управлять успехом

Что важно учитывать, чтобы бороться с конкуренцией и управлять успехом? Сегодня для успеха нужно управлять стратегиями.


Эффективность бизнеса в сложном мире

Раньше управлять успехом предприятия было проще. Чтобы быть успешнее, достаточно было улучшать системы управления и производства.

Конкуренция только в том и заключалась, чтобы как можно лучше применять стратегию, одинаковую для всех участников рынка. Что может быть понятнее: кто быстрее и качественнее произведет как можно больше товара, тот и победил.

Побеждали самые целеустремленные и старательные.

Насколько усложнился мир с тех пор! Сейчас конкурентная борьба уже не на уровне эффективности в рамках одной стратегии, а на уровне выбора стратегии, и, само собой, эффективного ее применения.

Новые правила конкуренции действуют не вместо прежних, а вместе с прежними.
Мало того, выбор стратегии – не просто выбор из конечного перечня вариантов, а составление своего уникального варианта. 

Стратегия может быть одна, их может быть несколько одновременно, они могут меняться или чередоваться с разной частотой.

Невольно возникает вопрос: как не сойти с ума в этой конкурентной борьбе?
Без паники! Разложим все по полочкам. Управлять в рамках выбранной стратегии – первый уровень управления успехом, выбирать стратегию – следующий, более высокий, уровень. Без первого второй не имеет смысла. Осталось понять, что делать на каждом уровне и как эффективнее применить эти знания.

Эффективность выбранной стратегии

Чтобы управлять эффективностью в рамках одной стратегии, достаточно выбрать конкурентов с такой же стратегией, как у вас, и повторять за ними каждый шаг, но стараться делать все лучше.

Все понятно, но непросто, ведь конкуренты будут делать то же самое. Так вы не обеспечите компании серьезного прорыва. Преимущество при таком подходе всегда временное.

Чтобы обойти конкурентов существенно, нужно работать со стратегиями. Стратегия способна обеспечить длительное преимущество. Суть выбора стратегии – в поиске своего особенного, трудно повторимого способа конкурентной борьбы. Обычно основа стратегии предприятия – в выборе особенного товара или эксклюзивной ценности. Найти свой неповторимый путь – вот что сегодня значит иметь стратегию.

Джоан Магретт в своей книге «Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии» убеждает, что большинство руководителей ошибаются, считая, что у них есть стратегия. Во-первых, они всего лишь повторяют за конкурентами и не вырабатывают свой особенный путь, во-вторых, повторяя чей-то путь, не учитывают разницу в ресурсах и корпоративной культуре, в-третьих, любая выбранная стратегия может не соответствовать внутреннему устройству компании. Можно, к примеру, найти удачную бизнес-модель, но не сменить старую систему поощрений и продолжать награждать сотрудников за неправильные действия, или искренне согласиться с новыми принципами, но так и не пойти на компромисс или не найти сил отказаться от прежнего комфорта, для которого нужны условия, не совместимые с новым выбором.

Основа составления любой стратегии – способность устанавливать границы. У каждой компании свои пределы. Определившись, на что компания готова пойти и чего может достичь на рынке, а на что не стоит рассчитывать, определяются с товарами, услугами и клиентами, учитывают потребности клиентов и их доступность.

Что делать, если не угадали

Это достаточно ответственно: определить ограничения и выбрать оптимальное направление. А если «не выстрелит»? Что, если просчитались, не все учли?

Чтобы не прогадать, практикуют сценарное планирование – продумывают разные стратегии в зависимости от сценария. При наступлении каждого из возможных сценариев будут разные ограничения. И соответственно, будут применяться разные стратегии.

Как это происходит на деле? Люди собираются и вместе решают, смогут ли они обеспечить самую привлекательную на рынке цену при известных затратах, смогут ли предложить свои услуги самым требовательным клиентам при текущей материальной базе, смогут ли предложить свою услугу клиентам из других стран, если будет нарушена логистика и так далее. Потом с учетом ограничений составляют сценарии и подбирают стратегию для каждого сценария.

О сценарном планировании читайте в статье «Как управлять с помощью сценарного метода».

Переход на сценарное планирование – задача непростая, лучше обратиться к специалистам. Чтобы сократить время, закажите профессиональное проведение мозгового штурма или фасилитацию с опытным фасилитатором.

Заказать стратегическую сессию, фасилитацию, мозговой штурм можно в ManGO! Games. Более 10 лет опыта, высокие стандарты, нешаблонные решения, высокая конверсия в результат. Заказчики довольны и процессом, и результатом. Обращайтесь.
Планирование Стратегия компании