Для грамотного выбора необходимо оценить потребности в обучении. Бизнес-тренинг решает конкретную задачу или проблему – тогда в нем есть потребность. Для начала важно определить, есть ли потребность в тренинге.
Если вы решили провести тренинг просто чтобы отдать дань моде, то скорее всего он не нужен.
Если проблема есть, определите, нужен ли именно тренинг или необходимы другие меры. Как это сделать – описано в одной из статей нашего блога «Нужен ли тренинг вообще?». Там же вы найдете информацию о том, как определять цели и формировать программу тренинга.
Если тренинг нужен и цели его обозначены, следуйте инструкции, благодаря которой сможете выбрать необходимый бизнес-тренинг.
В ходе сбора информации обратите внимание на:
Как и для принятия любого решения, на этом этапе важно собрать как можно больше информации. Проработайте подробно каждый пункт: соберите список вариантов, просмотрите сайты компаний, структуру их услуг, профессионализм бизнес-тренеров, информацию о проведенных мероприятиях (кстати, у нас она в портфолио), соответствие тематики и философии компании вашим запросам, соберите коммерческие предложения и отберите достойные внимания.
Когда есть несколько предложений, велик соблазн просто выбрать более дешевый вариант. Однако не стоит ориентироваться только на цену. Даже самый выгодный по цене тренинг может оказаться бесполезным, тогда сумма будет потрачена зря – вряд ли это входит в ваши планы. Выбирать нужно по набору услуг, а не по цене, а по цене можно выбирать среди вариантов, соответствующим по всем остальным параметрам.
Изучая программу, убедитесь, что она представляет ценность для вашей компании и поможет решить возникшую проблему или задачу.
Как определить качественную программу:
Стоит обратить внимание на качество коммерческого предложения и программы тренинга: насколько грамотно составлены документы, насколько учтен ваш запрос, насколько просто и доступно изложена информация.
На этом этапе полезно посоветоваться с коллегами, которые уже обучали своих сотрудников на тренингах. Иногда достаточно беглого взгляда на программу, чтобы оценить ее качество.
Больше о программе и методах обучения – в статье.
Изучая резюме бизнес-тренера, полезно обратить внимание на следующие моменты:
Важно учесть, что на сайте и в презентации тренера могут быть не все клиенты: многие крупные компании не разглашают данные о своем корпоративном обучении и считают эту информацию конфиденциальной.
Стоит также принять во внимание, что не всегда наличие большого опыта может гарантировать успех. Иногда тренеры используют шаблонные мероприятия, не актуализируя их с учетом изменений внешней среды и не адаптируя под заказчика.
Бизнес-тренер – публичная профессия, информацию о нем можно найти в интернете, отзывы о нем можно получить от экспертов в сфере обучения и развития персонала. На этом этапе можно изучить:
Не все тренеры проводят открытые тренинги, но если у тренера такие есть, обратите внимание на тематику, периодичность, загруженность тренера. Посетите открытый тренинг, если у вас есть такая возможность, но останьтесь до конца мероприятия, иначе можно сделать поспешные выводы. Тренер, который готовит серьезные обучающие программы для заказчика, не может проводить слишком много тренингов, или у него все тренинги «по шаблону». Сегодня есть возможность проводить онлайн-тренинги в любом количестве, просто повторяя их без учета индивидуальных требований клиента. Убедитесь, нужен ли вам именно такой тренинг.
Бизнес-тренеры часто работают не сами по себе, а в составе команды, предоставляющей тренинговые услуги. Особенно это актуально для онлайн-тренингов, где нужны технические специалисты, цифровые помощники, модераторы. Подробнее о проведении онлайн-тренингов вы можете узнать, посетив статьи:
«Инсайты ManGO! Games. Формула успеха онлайн обучения ManGO! Games: Human Technologies + Agile Team»,
Что стоит выяснить о провайдере:
Стоит насторожиться, если компания:
В очном режиме или в онлайн, но вряд ли квалифицированный заинтересованный в проекте тренер откажется встретиться с вами, если вы заинтересовались его предложением. А вот отказ должен вызывать настороженность.
Обращайте внимание на то, как тренер говорит, насколько четко формулирует мысль, насколько внимательно слушает вас и интересуется вашим запросом. Насторожить должно, если он не будет говорить о ваших потребностях, будет только рекламировать свои услуги.
Тренера можно спросить о конкурентах. Вы сможете узнать, насколько он ориентируется в ринке и в текущих предложениях, а также понять, чем отличается от конкурентов и в чем преимущества его компании.
Важно, чтобы тренер был приятным в общении, но не отождествляйте эмоционально-коммуникативную компетентность бизнес-тренера и его профессиональные компетенции.
Если тренер обещает «решить все проблемы» – это говорит скорее о низкой квалификации, чем о мастерстве.
Сравнивая цены, учитывайте следующее:
Провайдер должен помочь заказчику понять, из чего состоит стоимость – это позволит оценить предложение и сравнить его с другими.
Наконец, один из самых важных шагов – сформировать ожидания. От того, насколько ожидания будут соответствовать результату, будет зависеть успех тренинга в глазах заказчика. Адекватные ожидания позволят организовать плодотворное сотрудничество и помогут избежать недоразумений.