Заказать звонок
Мы перезвоним и подробно расскажем о наших продуктах
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Блог
04.12.21

Зачем развивать эмоциональный словарь

Все чаще компании, подбирая и развивая сотрудников, учитывают эмоциональный интеллект. Теперь, когда многолетние исследования подтвердили значение эмоционального интеллекта для успеха компании, а также возможность развивать его, вырисовалось понимание, на чем сосредоточить усилия для достижения своих целей.
Зачем развивать эмоциональный словарь | ManGO! Games: заказать деловые игры, бизнес-тренинги, фасилитации

Развитие эмоционального интеллекта и подбор людей с высоким уровнем EQ повышают эффективность всей компании. Чем выше EQ, тем успешнее лидер, независимо от показателя IQ. В этом уже нет сомнений. Остается научиться определять уровень EQ и уметь развивать его.

К сожалению, даже понимая огромное значение эмоционального интеллекта, во многих компаниях продолжают считать, что овладение мягкими навыками – естественный процесс, которым не нужно управлять.

В чем важность эмоционального интеллекта

Почему EQ так важен? Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко решают любые возникающие проблемы и продвигаются по карьерной лестнице только потому, что умеют взаимодействовать с другими людьми. Покуда решения будут зависеть от коммуникации между людьми, EQ будет играть ключевую роль в любом успехе – в бизнесе, в личных интересах и в глобальных общечеловеческих задачах.

Эмоциональный интеллект часто недооценивают, потому что неверно понимают его суть. К примеру, сотрудник, занимающий лидерские позиции, считает, что уровень эмоционального интеллекта у него на высоте. Мыслит от так: его любят подчиненные, он проявляет к ним доброту, демонстрирует уважение, приятен в общении и способен понять нужды людей. Однако бывает, что такой человек никак не может продвинуться по карьере. В чем дело? Он попал в ловушку терминологии. Слишком узко понимая, что собой представляет эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство, он не считает нужным развивать себя в этом направлении.

Решив, что суть эмоционального интеллекта в общительности и приятном обхождении, можно забыть, что еще входит в это понятие. Возможно, какие-то из важных качеств EQ у этого менеджера еще не развиты, и это не позволяет ему стать более эффективным и более сильным лидером.

Зато все составляющие эмоционального интеллекта можно успешно развивать.

12 составляющих эмоционального лидерства

Эмоциональный интеллект – это совокупность навыков и способностей распознавать эмоции, видеть намерения и мотивацию других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в ходе решения практических задач.

Как видим, эмоциональное лидерство не ограничивается умением быть милым и добрым. Автор книг об эмоциональном лидерстве Дэниел Гоулман назвал 12 составляющих EQ. Эти 12 компетенций затрагивают четыре области. Исследование своих сильных и слабых сторон эмоционального интеллекта позволяет находить точки роста, развиваясь и укрепляя свое лидерство.

Самоосознанность

Самоосознанность – это умение самонастраиваться на собственные эмоции. С этой компетенцией связана наша способность понимать, что мы сами чувствуем, и помогают ли нам наши чувства или эмоции.

Если у вас есть эта компетенция, то вы:

  • Знаете, в чем ваши сильные стороны и какие у вас ограничения.
  • Принимаете решения действовать, учитывая свою компетентность.
  • Точно знаете, можно ли на кого-то в команде положиться в том или ином вопросе, и на кого именно.
  • Знаете свои ценности и цели, действуете решительно.

Если компетенция не развита, ее можно развить. Практикой самоосознанности будет признание своих слабых сторон и честность с самим собой. Определите свои сильные и слабые стороны, обозначьте навыки, которые нужно выработать и усовершенствовать. Проведите анализ рабочих и бытовых ситуаций, оцените свои чувства и эмоции, причины и признаки неудач, а также негативного отношения к ним – разочарования и отчаяния.

Управление собой

Эта компетенция позволяет контролировать спонтанные эмоции и импульсы, что особо важно в периоды кризиса. «Держать себя в руках» для лидера в такие периоды – лучшая поддержка своих сторонников. Это свойство лидера становится основой для спокойствия всех, кто в него верит.

К управлению собой относят такие компетенции:

  • Эмоциональный самоконтроль. Спокойствие даже под давлением, сбалансированность чувств, позволяющие продолжать решение задачи в любых условиях.
  • Адаптивность. Гибкость в условиях перемен и нестабильности. Способность перестраиваться с задачи на задачу, не теряя ресурса, умение находить новые пути решения и отменять неэффективные стратегии, соблюдая баланс.
  • Ориентация на результат. Стремление к совершенствованию, готовность получать обратную связь и улучшать свою работу.
  • Позитивное мышление. Способность видеть хорошее в каждом человеке и событии. Это позволяет быть открытым для инноваций и возможностей.

Какие из перечисленных компетенций у вас лучше всего развиты? Если некоторые или все из перечисленных развиты недостаточно, их можно развить. Ощущая отчаяние, старайтесь не размышлять и не паниковать. Глубоко вдохните и проанализируйте свои эмоции. Не спешите срываться на окружающих: определите, что вам не подходит, и предложите варианты решения проблемы. Ждете времен, когда к трудностям и переменам можно будет подготовиться заблаговременно? Такого не будет: трудности и изменения происходят всегда внезапно. Готовым к ним нужно быть всегда. Важно уметь определять контекст ситуации, корректировать стратегию и расставлять приоритеты.

Социальная осознанность

Этот навык позволяет считывать и интерпретировать эмоции людей, передаваемые невербальными сигналами. Социально осознанные лидеры способны эффективно коммуницировать и сотрудничать с разными типами людей.

К этому навыку относят следующие компетенции:

  • Эмпатия. Способность уделить другому человеку все свое внимание, выделить достаточно времени на то, чтобы поставить себя на его место и понять, что он говорит и что чувствует.
  • Организационная осведомленность. Способность ориентироваться в эмоциональных потоках и определять групповую динамику. Люди, владеющие таким навыком, могут даже предсказывать, кто и как отреагирует на ту или иную ситуацию, способны стратегически анализировать события.

Чтобы развить этот навык, необходимо развивать навык слушания. Не стремитесь судить других людей, не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре в свои руки, лучше поощряйте людей рассказывать о себе, задавайте вопросы и давайте другим спрашивать, что их интересует. Стремитесь поставить себя на место другого человека и почувствовать чьи-то эмоции.

Управление отношениями

В эту компетенцию входит набор навыков, помогающих мотивировать и вдохновлять людей, строить с коллегами гармоничные отношения.

Управление отношениями включает в себя следующие компетенции:

  • Влияние. Способность получать поддержку других. Обычно ею отличаются те, кого называют прирожденными лидерами. Это люди, умеющие мобилизовать коллектив, вовлечь и подготовить его к достижению цели.
  • Наставничество. Способность обеспечить человеку долгосрочное обучение, предоставить обратную связь и всевозможную поддержку в освоении определенных навыков. Наставничество требует умения четко и ясно выражаться, мотивировать, достигать, чтобы люди ясно выражали свои ожидания.
  • Управление конфликтами. Способность справляться с разногласиями, инициировать продуктивную дискуссию и находить устраивающие все стороны решения.
  • Командная работа. Способность продуктивно взаимодействовать с сотрудниками, быть активным в решении поставленных задач, разделять с коллективом ответственность, вносить свой вклад в развитие потенциала команды.
  • Лидерство. Способность вдохновить и направить людей к цели, умение выявить лучшие качества команды.

Как развивать это важный навык? Прежде всего научиться позитивно смотреть на жизнь, иначе не получится выстраивать долгосрочные отношения с людьми. Нужно стать агентом позитивных изменений.

При этом не нужно бояться рисковать и идти наперекор общепринятым нормам. Это способно вдохновить.

Словарь эмоций

Чтобы освоить все компетенции, входящие в понятие «эмоциональный интеллект», важно научиться определять, называть, классифицировать, описывать и проявлять свои чувства и эмоции.

Работая над развитием эмоционального интеллекта в своей компании, глава Microsoft Сатья Наделла понял, что сотрудникам не хватает способности описать то, что они чувствуют. Он решил этот вопрос следующим образом: раздал всем сотрудникам по экземпляру книги «Язык жизни. Ненасильственное общение» психолога Маршалла Б. Розенберга и предложил выучить опубликованный в ней словарь эмоциональных состояний.

Когда вы чувствуете, что вас неправильно поняли, задумайтесь, достаточно ли понятно вы выражаете свои мысли и чувства. Надо учиться грамотно выражать, что вы сейчас чувствуете, а для этого необходимо уметь определять свои настоящие чувства и эмоции. К примеру, если вы чувствуете, что не нужны людям, – это не выражение ваших чувств, это ваше мнение о том, как вас оценивают другие. Вашим чувством может быть грусть, уныние, разочарование.

Важно различать, какие слова обозначают интерпретацию действия других людей, а какие действительно выражают наши основные чувства и эмоции.

Слова, выражающие наше мнение об отношении людей к нам, а не то, что мы на самом деле чувствуем:

  • брошенный
  • оскорбленный
  • подвергшийся агрессии
  • преданный
  • подвергшийся травле
  • обманутый
  • униженный
  • запуганный
  • брошенный в беде
  • жертва манипуляции
  • неправильно понятый
  • испытывающий пренебрежение
  • перегруженный работой
  • находящийся под покровительством
  • находящийся под давлением
  • отвергнутый
  • принимать как само собой разумеющееся
  • подвергаться угрозам
  • недооцененный
  • не быть услышанным
  • не получать поддержки
  • нежеланный
  • быть использованным

Слова, описывающие, что мы чувствуем в момент, когда описываем людей словами из списка выше:

  • встревоженный
  • сердитый
  • обеспокоенный
  • стыдящийся
  • смущенный
  • испытывающий отвращение
  • недовольный
  • растерянный
  • измученный
  • разъяренный
  • испытывающий вину
  • завистливый
  • несчастный
  • нервничающий
  • обиженный
  • печальный
  • шокированный
  • удивленный
  • настороженный
  • испуганный
  • испытывающий дискомфорт
  • тревожный
  • переживающий

Словарь, позволяющий передавать наши чувства и эмоции, поможет находить общий язык с другими людьми, поскольку другие люди часто чувствуют то же, что и мы, несмотря на то, что у каждого свои ситуации.

Если мы выражаем наши потребности путем озвучивания оценок – люди не понимают нас, они слышат только критику.

Только представьте, что вы можете получить в ответ от человека, которому сообщите, что вы брошены, оскорблены или подвергаетесь агрессии (слова из первого списка, представленного выше). Собеседник сам почувствует себя обвиненным и оскорбленным. Совсем другое дело, если вы признаетесь, что при определенных словах или действиях собеседника вы чувствуете обиду, тревогу или обеспокоенность. Больше об этом – в статье «Правило 40 слов».

Научиться общаться, выражать потребности и понимать других людей можно в ходе деловых игр. Спешите заказать каталог деловых игр онлайн – мы будем рады помочь вашей компании развить у сотрудников эмоциональный интеллект и истинное лидерство!

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных