Развитие эмоционального интеллекта и подбор людей с высоким уровнем EQ повышают эффективность всей компании. Чем выше EQ, тем успешнее лидер, независимо от показателя IQ. В этом уже нет сомнений. Остается научиться определять уровень EQ и уметь развивать его.
К сожалению, даже понимая огромное значение эмоционального интеллекта, во многих компаниях продолжают считать, что овладение мягкими навыками – естественный процесс, которым не нужно управлять.
Почему EQ так важен? Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко решают любые возникающие проблемы и продвигаются по карьерной лестнице только потому, что умеют взаимодействовать с другими людьми. Покуда решения будут зависеть от коммуникации между людьми, EQ будет играть ключевую роль в любом успехе – в бизнесе, в личных интересах и в глобальных общечеловеческих задачах.
Эмоциональный интеллект часто недооценивают, потому что неверно понимают его суть. К примеру, сотрудник, занимающий лидерские позиции, считает, что уровень эмоционального интеллекта у него на высоте. Мыслит от так: его любят подчиненные, он проявляет к ним доброту, демонстрирует уважение, приятен в общении и способен понять нужды людей. Однако бывает, что такой человек никак не может продвинуться по карьере. В чем дело? Он попал в ловушку терминологии. Слишком узко понимая, что собой представляет эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство, он не считает нужным развивать себя в этом направлении.
Решив, что суть эмоционального интеллекта в общительности и приятном обхождении, можно забыть, что еще входит в это понятие. Возможно, какие-то из важных качеств EQ у этого менеджера еще не развиты, и это не позволяет ему стать более эффективным и более сильным лидером.
Зато все составляющие эмоционального интеллекта можно успешно развивать.
Эмоциональный интеллект – это совокупность навыков и способностей распознавать эмоции, видеть намерения и мотивацию других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в ходе решения практических задач.
Как видим, эмоциональное лидерство не ограничивается умением быть милым и добрым. Автор книг об эмоциональном лидерстве Дэниел Гоулман назвал 12 составляющих EQ. Эти 12 компетенций затрагивают четыре области. Исследование своих сильных и слабых сторон эмоционального интеллекта позволяет находить точки роста, развиваясь и укрепляя свое лидерство.
Самоосознанность – это умение самонастраиваться на собственные эмоции. С этой компетенцией связана наша способность понимать, что мы сами чувствуем, и помогают ли нам наши чувства или эмоции.
Если у вас есть эта компетенция, то вы:
Если компетенция не развита, ее можно развить. Практикой самоосознанности будет признание своих слабых сторон и честность с самим собой. Определите свои сильные и слабые стороны, обозначьте навыки, которые нужно выработать и усовершенствовать. Проведите анализ рабочих и бытовых ситуаций, оцените свои чувства и эмоции, причины и признаки неудач, а также негативного отношения к ним – разочарования и отчаяния.
Эта компетенция позволяет контролировать спонтанные эмоции и импульсы, что особо важно в периоды кризиса. «Держать себя в руках» для лидера в такие периоды – лучшая поддержка своих сторонников. Это свойство лидера становится основой для спокойствия всех, кто в него верит.
К управлению собой относят такие компетенции:
Какие из перечисленных компетенций у вас лучше всего развиты? Если некоторые или все из перечисленных развиты недостаточно, их можно развить. Ощущая отчаяние, старайтесь не размышлять и не паниковать. Глубоко вдохните и проанализируйте свои эмоции. Не спешите срываться на окружающих: определите, что вам не подходит, и предложите варианты решения проблемы. Ждете времен, когда к трудностям и переменам можно будет подготовиться заблаговременно? Такого не будет: трудности и изменения происходят всегда внезапно. Готовым к ним нужно быть всегда. Важно уметь определять контекст ситуации, корректировать стратегию и расставлять приоритеты.
Этот навык позволяет считывать и интерпретировать эмоции людей, передаваемые невербальными сигналами. Социально осознанные лидеры способны эффективно коммуницировать и сотрудничать с разными типами людей.
К этому навыку относят следующие компетенции:
Чтобы развить этот навык, необходимо развивать навык слушания. Не стремитесь судить других людей, не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре в свои руки, лучше поощряйте людей рассказывать о себе, задавайте вопросы и давайте другим спрашивать, что их интересует. Стремитесь поставить себя на место другого человека и почувствовать чьи-то эмоции.
В эту компетенцию входит набор навыков, помогающих мотивировать и вдохновлять людей, строить с коллегами гармоничные отношения.
Управление отношениями включает в себя следующие компетенции:
Как развивать это важный навык? Прежде всего научиться позитивно смотреть на жизнь, иначе не получится выстраивать долгосрочные отношения с людьми. Нужно стать агентом позитивных изменений.
При этом не нужно бояться рисковать и идти наперекор общепринятым нормам. Это способно вдохновить.
Чтобы освоить все компетенции, входящие в понятие «эмоциональный интеллект», важно научиться определять, называть, классифицировать, описывать и проявлять свои чувства и эмоции.
Работая над развитием эмоционального интеллекта в своей компании, глава Microsoft Сатья Наделла понял, что сотрудникам не хватает способности описать то, что они чувствуют. Он решил этот вопрос следующим образом: раздал всем сотрудникам по экземпляру книги «Язык жизни. Ненасильственное общение» психолога Маршалла Б. Розенберга и предложил выучить опубликованный в ней словарь эмоциональных состояний.
Когда вы чувствуете, что вас неправильно поняли, задумайтесь, достаточно ли понятно вы выражаете свои мысли и чувства. Надо учиться грамотно выражать, что вы сейчас чувствуете, а для этого необходимо уметь определять свои настоящие чувства и эмоции. К примеру, если вы чувствуете, что не нужны людям, – это не выражение ваших чувств, это ваше мнение о том, как вас оценивают другие. Вашим чувством может быть грусть, уныние, разочарование.
Важно различать, какие слова обозначают интерпретацию действия других людей, а какие действительно выражают наши основные чувства и эмоции.
Слова, выражающие наше мнение об отношении людей к нам, а не то, что мы на самом деле чувствуем:
Слова, описывающие, что мы чувствуем в момент, когда описываем людей словами из списка выше:
Словарь, позволяющий передавать наши чувства и эмоции, поможет находить общий язык с другими людьми, поскольку другие люди часто чувствуют то же, что и мы, несмотря на то, что у каждого свои ситуации.
Если мы выражаем наши потребности путем озвучивания оценок – люди не понимают нас, они слышат только критику.
Только представьте, что вы можете получить в ответ от человека, которому сообщите, что вы брошены, оскорблены или подвергаетесь агрессии (слова из первого списка, представленного выше). Собеседник сам почувствует себя обвиненным и оскорбленным. Совсем другое дело, если вы признаетесь, что при определенных словах или действиях собеседника вы чувствуете обиду, тревогу или обеспокоенность. Больше об этом – в статье «Правило 40 слов».
Научиться общаться, выражать потребности и понимать других людей можно в ходе деловых игр. Спешите заказать каталог деловых игр онлайн – мы будем рады помочь вашей компании развить у сотрудников эмоциональный интеллект и истинное лидерство!